Структура программы дополнительного образования
1. Пояснительная записка.
2. Содержание педагогической работы с детьми.
3. Перспективно-тематическое планирование.
1. Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе дополнительной образовательной
программы «Цветные чудеса» Шакировой Е.В., пособия «Развитие моторики
рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности»
Рузановой Ю.В. , «Лепка из соленого теста с детьми 3-5 лет» Лычагина И.А.,
«Методика изобразительной деятельности» Т.С. Комаровой и нагляднометодических пособий по художественному и ручному труду: И.А. Лыкова
«Художественный труд в детском саду».
Программа «Радужка» вводит ребенка в удивительный мир творчества,
и с помощью такого вида художественного творчества, как рисование и
лепка, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа
предусматривает развитие у детей мелкой моторики пальцев рук,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления,
творческой индивидуальности.
Актуальность
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит
особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше
проводить времени с компьютером и другими средствами технического
прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим
ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от
природы наделены яркими способностями. И задача взрослых и педагогов, и
родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью,
пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие
психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть
простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо
начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в
пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит
важная роль в формировании головного мозга, его познавательных
способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его
мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и
дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Говоря о способностях, Т. С.
Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие
его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой
основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально –
положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности
ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребенок
узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными
предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом,
познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него
разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в
продуктивной деятельности.
Программа рассчитана для детей младшего и среднего дошкольного возраста
(3 – 5 лет).
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным
ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких
мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением
дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и
творческие способности.
Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в
соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция
разнообразных видов детской деятельности, творческая организация
образовательной деятельности ребёнка, использование нетрадиционных
техник.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Физическое развитие».
Программа рассчитана на 8 занятий в месяц в каждой возрастной группе.
2. Цель программы:
Развитие познавательных, творческих и художественных способностей
детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой
моторики пальцев и кистей рук.
Задачи:
1. Создавать условия для развития творческой активности детей.
2. Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений
окружающего мира посредством рисования, лепки, художественного труда.
3. Познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ.
4. Знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами
преобразования.
5. Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики
пальцев и кистей рук.
Материал: бумага, картон, бумажные салфетки, природный материал. Крупы,
клей, соленое тесто, гуашь, цветные карандаши, мелки.
Перечень оборудования, средств обучения и воспитания
Вид помещения
Кабинет ИЗО
Оснащение
Мольберт, стол детский, стул детский, бумага для
рисования, альбом для рисования, бумага цветная, краски
пальчиковые, палитра, трафарет для рисования, набор
трафаретов, комплект детских штампов и печатей, ватман
формата A1 для составления совместных композиций,
безопасные ножницы, клей канцелярский (или клейстер,
или клеящий карандаш), кисточка щетинная, стаканчик
(баночка) пластмассовая, краски гуашевые, краски
акварельные, мелки восковые, мелки масляные, мелки
пастельные, точилка для карандашей, кисточки для
рисования различных размеров, наборы кистей для
рисования, карандаши цветные, набор фломастеров,
пластилин, не липнущий к рукам, доска для работы с
пластилином, инструмент для лепки, поднос детский для
раздаточных материалов, фартук детский, комплект
дисков для групп разного возраста, комплект изделий
народных промыслов, сундук с росписью, комплект
слайд-альбомов для детей дошкольного возраста
Ожидаемые результаты:
В конце обучения дети должны получить:
Знания:
1.О материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной
гигиены при обработке различных материалов.
2.В области композиции, формообразовании, цветоведения.
Умения:
1.Работать нужными инструментами и приспособлениями.
2.Последовательно вести работу.
4.Рисовать картины с помощью различных изобразительных техник.
3. Перспективный план работы кружка «Радужка» с 3-4 лет
Месяц Неделя Тема занятия
II
«Осенние
цветы»
«Осенние
листочки»
СЕНТЯБРЬ
III
«Мухомор»
«Красный
помидор»
IV
«Арбуз»
«Блинчики»
Учебно-творческие задачи
Рассмотреть различные цветы, выделить их части
Учить рисовать пальцами прямые линии, головки штампами.
Выявить уровень владения навыком
Рассмотреть осенние листья и полюбоваться их красотой.
Знакомить с техникой «печать листьев»
Познакомить с грибами отдельно с мухомором. Выделить
внешние особенности. Показать способ печатания поролоновой
губкой по трафарету «шляпки», пятнышки дорисовать
пальчиком
Познакомить с овощем помидором, учить изображать предмет
круглой формы, закрашивать, передавая рельеф с помощью
манки используя жесткую кисть
Учить рисовать предметы круглой формы, аккуратно
закрашивать внутри круга, добавлять детали в виде полос
Познакомить детей с тестом, его свойствами; учить раскатывать
шарики и сплющивать пальцами, формировать интерес к работе
с тестом, развивать мелкую моторику
Художественные
материалы
Гуашь, альбомный лист,
штампы
Листья разных растений,
гуашь, альбомный лист
Губки, трафареты, гуашь,
альбомный лист
Гуашь, манка
Гуашь
Соленое тесто
Месяц Неделя
I
Тема занятия
«Осеннее
дерево»
«Веточка
рябины»
ОКТЯБРЬ
II
«Мозаика из
теста»
«Зернышки для
курочки»
III
«Мишка»
IV
«Золотая
рыбка»
«Гусеничка на
листике»
«Прянички для
Бобика»
Учебно-творческие задачи
Рассмотреть осеннее дерево, выделив его части.
Учить создавать образ осеннего дерева. Печать мятой
бумагой
Учить использовать бумажные штампики для
изображения ягод рябины
Художественные материалы
Гуашь трех цветов, салфетка
бумажная
Отщипывание кусочков теста на картонную основу
Соленое тесто, картонные
заготовки
Соленое тесто, игрушечная
курочка
Отщипывание и скатывание цветных комочков теста
Игра малой подвижности «Мишка-косолапый»,
познакомить со способом рисования тычком жесткой
кистью
Познакомить с пальчиковой игрой «рыбки»,
Рисование пальчиками
Скатывание шаров из теста, соединение деталей
Познакомить с песенкой о Бобике, учить скатывать
тесто в шар и сплющивать его, украшать зернами
кофе и др. материалами
Гуашь, бумажные трубочки,
заготовка «ветка рябины»
Гуашь, жесткая кисть
Гуашь, трафареты рыбок, мелки
восковые для дорисовки элементов
Соленое тесто, готовые формы
листиков
Тесто, природный материал, крупа
Месяц Неделя
I
НОЯБРЬ
II
III
Тема
занятия
«Ежик»
«Паучки на
паутинке»
«Груша»
манка
«Варенье для
мишки»
«Баранки к
чаю»
«Бусы для
мамы»
IV
«Цветы для
мамы»
«Цветы в
вазе»
Учебно-творческие задачи
Познакомить с потешкой о ежике, учить рисовать печатью
мятой бумагой, дорисовывая детали (яблоко, листик)
Пальчиковая гимнастика «паучки», учить рисовать в технике
кляксографии через соломинку
Раскрашивание кистью тычком, дорисовывать веточку и листик
Учить работать в технике печати штампами, вызвать желание
делать добро
Учить детей лепить «колбаски» используя прием скатывания
прямыми движениями рук, соединять в кольцо, активизировать
работу пальцев обеих рук
Учить детей лепить «шарики» используя прием скатывания
круговыми движениями рук, соединять детали друг с другом,
активизировать работу пальцев обеих рук.
Печать штампиками в виде розочки, учить создавать
композицию из цветов
Рисование ладошками
Художественные
материалы
Гуашь, газета
Гуашь, коктейльные
трубочки
Гуашь с манкой, заготовка
контура
Гуашь, печать, силуэт
банки
Тесто, веревочка (мулине),
салфеточка
Цветное тесто, блюдечки
Гуашь, штампики, лист
бумаги с заготовкой
Гуашь, лист бумаги с
заготовкой, кисти, вода
Месяц Неделя Тема
занятия
I
«Снежинка»
«Шишка»
ДЕКАБРЬ
II
III
IV
«Морозное
окошко»
Учебно-творческие задачи
Художественные материалы
Рассмотреть узоры на рукавичках. Учить
рисовать ватной палочкой, ставя отпечаток
следом за предыдущим, заполняя весь контур
снежинки, дополнить по желанию
Рисовать шишку на еловой веточке, заполнять
внутри контура пальчиком круглые чешуйки
Учить рисовать свечой разнообразные узоры,
наблюдать как проявляются картинки,
покрытые акварелью
Рисование гуашью с манкой
Белая гуашь, ватные палочки, лист с
контуром снежинки (рукавичка)
«Белый
мишка»
«Снеговичок» Учить раскатывать тесто в шар, разного
диаметра, соединять детали поощрять желание
украсить свое изделие
«Елочные
Продолжать учить расплющивать тесто в
игрушки»
лепешку, продавливать формочкой фигуру,
украсить по выбору
«Новогодняя Учить работать в технике «фроттаж»,
скатерть»
понаблюдать как проявляются красивые
кружева
«Новогодняя
Учить рисовать двумя инструментами
ёлочка»
одновременно
Коричневая гуашь (смешать цвета),
кисти, лист бумаги с контуром шишки
Подготовить контур окна свечкой,
акварель, свечи
Гуашь, манка, половина тонированного
листа А4
Тесто, веточки, бисер, соломка из
моркови для носа
Тесто, формочки, украшение (бисер и
т.д.)
Подготовить подкладные листы с
кружевом, мелки восковые
Две кисти, альбомный лист, гуашь
Месяц Неделя Тема занятия Учебно-творческие задачи
ЯНВАРЬ
II
III
IV
«Новогодний
фейерверк»
Учить печать картонными втулками изображать
салют
«Зимний
пейзаж»
Рассмотреть изображения зимней природы,
полюбоваться ею. Учить рисовать деревья и
губкой с белой гуашью печатать на них снежные
шубы
Рассмотреть игрушечного щенка, поиграть с
ним. Продолжать учить рисовать способом
тычка жесткой кистью
Учить рисовать с помощью зубной щетки,
передавая эффект хвои
Учить использовать тесто для налепа по контуру,
учить создавать эффект шубки внутри контура,
дорисовать детали восковым мелком
Учить использовать тесто для налепа по контуру,
отрывать по небольшим кусочкам, оформлять
глаза, рот
«Веселый
щенок
«Еловая
веточка»
«Барашек»
«Неваляшка»
Художественные материалы
Гуашь разноцветная, картонные втулки,
альбомные листы, затонированные
гуашью
Тонированная бумага голубого цвета,
белая гуашь, восковые мелки
коричневого и черного цветов
Альбомный лист с контуром щенка,
гуашь, жесткие кисти
Зубная щетка, альбомный лист, гуашь
зеленого цвета
Цветное тесто, альбомный лист с
контуром
Цветное тесто, альбомный лист с
контуром неваляшки
Месяц Неделя
I
ФЕВРАЛЬ
II
III
Тема
занятия
«Снегирь на
ветке
рябины»
«Волк и
семеро
козлят»
«Кактус»
Учебно-творческие задачи
«Ежик»
Учить вытягивать детали из общего куска теста,
оформить иголки вермишелью
«Танк»
Учить в лепке воспроизводить геометрические формы:
овал, круг, украшать к празднику звездами, колеса
выполнить штампуя крышечкой от фломастера
Учить выполнять работу в технике «монотипия»
«Самолет»
IV
«Воздушные
шары»
Знакомить со снегирем, его внешними отличительными
особенностями. Учить рисовать снегиря отпечатком
ладони, печатать ягоды рябины пальчиком
Вспомнить сказку. Учить создавать образы козы и козлят
в технике «печать поролоном по трафарету»
Рассказать детям о кактусе, его особенностях.
Продолжать учить рисовать в технике кляксографии,
выдыхая воздух через соломинку
Рисование мыльными пузырями
Художественные
материалы
Белая бумага, черная и
красная гуашь
Бумага тонированная, гуашь
белого цвета, черного, губки,
трафареты козлят
Альбомные листы с
контуром кактуса, гуашь
зеленая, коричневая,
соломинки, кисти
Тесто соленое, вермишель
Тесто соленое
Серебристая гуашь,
тонированные альбомные
листы
Гуашь, мыльная вода, бумага
Месяц Неделя
I
Тема занятия
Учебно-творческие задачи
Художественные материалы
«Подарок маме –
мимоза»
Продолжать учить детей лепке предметов круглой
формы, пользуясь приемом скатывания, и
прикреплять шарики на веточки
Рисование ватной палочкой контура. Учить
ставить следующее пятнышко рядом с
предыдущим, не закрашивая середину
Желтое тесто, заготовка с
веточками на альбомном листе
Учить раскатывать тесто в жгут и скручивать
преобразуя в улитку или леденец по выбору
Тесто, картонные заготовки,
палочки
«Цветы для
мамы»
II
«Улитка»,
«Леденец»
МАРТ
«Пирожки для
Машеньки»
III
IV
Продолжать формировать навыки лепки на основе
сюжета из сказки, закреплять приемы
отщипывания, скатывания шарообразной формы,
сплющивания, прищипывания краев
«Дымковкая
Познакомить детей с дымковскими игрушками, их
лошадка»
особенностями, рассмотреть узоры и основные
элементы, учить составлять узор в полосе
используя отпечаток пальца и тычок ватной
палочкой
«Филимоновский Познакомить с филимоновским узором, его
петушок»
отличительными особенностями, учить составлять
узор из чередующихся полос
«Цыпленок»
Продолжать учить рисовать с помощью мятой
газеты, дорисовывать детали
«Веточки вербы» Учить рисовать прямые полосы-ветки, ставить
отпечатки пальцем –почки белой гуашью
Ватные палочки, листы с
контуром
Тесто, начинка из пластилина
Трафареты лошадок, гуашь,
ватные палочки
Трафареты петушка, гуашь,
кисти
Альбомный лист, газета,
гуашь
Тонированная бумага, белая
гуашь
Месяц Неделя Тема занятия
I
«Репка»
«Ракета»
АПРЕЛЬ
II
«Подснежники»
«Колобок и
зайчик»
III
«Кит»
«Осьминожка»
IV
«Божья коровка»
«Пасхальные
яйца»
Учебно-творческие задачи
Художественные материалы
Повторить сказку «Репка». Учить рисовать
пальцами репку, ребром ладони героев
Учить рисовать ракету используя знакомые
геометрические формы, пальчиком рисовать
звезды и иллюминаторы ракеты
Аппликация из манки по готовому контуру. Учить
наносить крупу на подготовленный клеем контур,
рисовать стебли и листья цветка
Повторить сказку «колобок», учить рисовать зайца
из простых форм (круг и овал), закреплять умение
закрашивать в технике «сухая кисть»
Лепка из соленого теста. Продолжать учить
вытягивать детали из цельного куска теста
Продолжать скатывать шар и колбаски из теста,
сплющивать, превращая их в блинчики (туловище
и щупальцы). Оформить дополнительные детали
(присоски) коктейльной трубочкой
Закреплять умение рисовать в технике «сюжетная
монотипия» - лист растения. Учить рисовать на
полученном изображении божью коровку.
Продолжить учить рисовать несложные узоры
восковыми мелками, затем тонировать акварелью,
обратить внимание на результат
Гуашь, альбомный лист
Гуашь, тонированный
альбомный лист
Тонированная бумага, лоток с
манкой, заготовки с контурами
Гуашь, тонированный лист
Заготовки из коктейльных
трубочек, тесто синего цвета
Розовое тесто, коктейльные
трубочки
Гуашь, альбомный лист
Восковые мелки, акварель,
альбомный лист с контуром
яйца
Месяц Неделя Тема занятия
I
МАЙ
II
Учебно-творческие задачи
«Миру-мир»
Знакомить с Днем Победы. Рассказать о символах мира и
победы – голубе и красных гвоздиках. Закреплять навык
тонирования листа цветным мелком, печатать жесткой
кистью по трафарету голубя, примакиванием выполнить
гвоздики
«Бабочки»
Украшать бабочку восковыми мелками используя знакомые
элементы узоров (полоски, круги). Затонировать акварелью,
понаблюдать эффект
«Мать-и-мачеха» Познакомить с весенним цветком. Учить рисовать стебелек
способом примакивания кисточки, а головку – поворотом
кисти, дополняя цветок оранжевой серединкой
«Одуванчики в Закреплять умение рисовать рулончиками с надсечками,
траве»
получая эффект пушистых одуванчиков
III
«Цветущая
яблоня»
Продолжать учить рисовать ствол дерева с ветвями, учить
использовать ватные палочки пучком для изображения
кроны дерева и цвета
IV
«Цветочек»
Продолжать формировать умение работать с тестом внутри
контура, налеплять, размазывать, создавая образ цветка.
Развивать эстетическое чувство, мелкую моторику,
мышление, речь
Продолжать формировать умение работать с тестом,
налеплять, размазывать по скорлупе, создавая образ
черепахи. Развивать эстетическое чувство, мелкую
моторику, мышление, речь
«Черепашка»
Художественные
материалы
Альбомный лист,
гуашь, трафареты
Акварель, восковые
мелки, альбомный
лист
Гуашь, альбомный
лист, мелки для
тонировки листа
Гуашь, альбомный
лист, картонный
рулончик или штамп
Гуашь, ватные
палочки,
тонированный
альбомный лист
Тесто, картонная
основа
Тесто, скорлупа от
грецкого ореха
Перспективный план работы кружка «Радужка» средний возраст 4-5 лет
Месяц Неделя
Тема занятия
Учебно-творческие задачи
Художественные
материалы
«Подсолнухи»
Рассмотреть осенние цветы, выделив их части.
Учить создавать образ цветка. Учить рисовать
лепестки способом примакивания
Гуашь
Учить рисовать полукруг, чередуя нужные
цвета, дополнить рисунок семечками
Гуашь
Учить печатать листьями, покрытыми гуашью
Гуашь, альбомный лист,
природные листья
II
СЕНТЯБРЬ
«Арбуз»
III
Рисование с помощью
растительных элементов
«Осенняя веточка»
«Виноград»
«Гриб Мухомор»
IV
«Рябина»
Отщипывание и скатывание цветных комочков
пластилина, скручивание веточки
Продолжать учить рисовать полукруглые
формы, добавляя детали пальчиком в виде
кружочков на шляпке
Учить рисовать листочки парами.
Использовать бумажные штампики для
изображения ягод рябины
Пластилин, белый картон
Гуашь, альбомный лист
Гуашь, бумажные трубочки,
заготовка «ветка рябины»
Месяц Неделя
Тема занятия
«Яблочко с
червячком»
Рассмотреть зонтик, обсудить его форму и устройство. Учить
рисовать зонтик. Продолжать обучать технике «восковой
мелок-акварель»
Продолжить знакомить с нетрадиционной техникой
«фроттаж», учить дорисовывать полученные изображения
листьев.
Расширять знания о тиграх, рассмотреть его изображения,
выделив его внешние особенности. Продолжать учить
выполнять работу в технике «восковой мелок-акварель»
Продолжать учить скатывать шар, превращать его в лепешку
(яблочко), добавляя детали (листик и червячок)
«Фруктовая
тарелочка»
Учить рисовать фрукты поворотом кисти, развивать умение
создавать круговую композицию соблюдая выбранный ритм
«Цветные
зонтики»
I
«Красавица
Осень»
(фроттаж)
«Тигр»
II
ОКТЯБРЬ
Учебно-творческие задачи
III
«Лист клена»
«Жираф»
IV
«Совушка»
Рассмотреть лист клена, полюбоваться его красотой.
Развивать умение выполнять декоративную разработку
нарисованного кленового листа, самостоятельно выбирая цвет
и способ украшения
Познакомить с жирафом, обсудить строение тела, среду
обитания. Учить рисовать животных на основе
геометрических форм, дополнять детали (пятна) ватной
палочкой
Познакомить с совой, ее повадками, средой обитания. Учить
дополнять детали (перья) способом мазка.
Художественные
материалы
Восковые мелки, акварель,
альбомный лист
Альбомный лист, мелок
восковой, листья
Восковые мелки, акварель,
альбомный лист
Соленое тесто, крышечки
Круглые бумажные
заготовки, гуашь, мелки
цветные
Листы с контуром листа
клена, гуашь
Гуашь, ватные палочки
Гуашь, альбомный лист
Месяц Неделя
НОЯБРЬ
II
Тема занятия
Учебно-творческие задачи
Художественные материалы
Оригами
«Заюшкина
избушка» (2
занятия)
Учить основным приемам складывания бумаги,
создавать персонажей из знакомой сказки, допонять
детали.
Заготовка квадратных
листочков, альбомный лист,
гуашь
«Зайка серенький
стал беленьким»
III
«Белый медведь»
IV
Цветы в вазе (2
занятия)
Трансформация выразительного образа зайчика: замена
летней шубки на зимнюю – наклеивание бумажного
силуэта серого цвета и приклеивание ватных комочков
сверху
Расширять знания о полярных животных. Рассмотреть
изображение медведя, выделить его особенности.
Рисовать в технике «тычок сухой кистью».
Учить рисовать вазу и украшать ее знакомыми узорами.
Выполнить печать поролоновыми губками в виде розы,
дополнить листочками
Заготовки зайчика, вата, клей
пва
Тонированная бумага, гуашь
Мелки восковые, гуашь
розовая или красная,
поролоновые печати
Месяц Неделя
I
Тема занятия
Учебно-творческие задачи
«Снегирь на
ветке»
Пластилин
(2 занятия)
Познакомить с зимней птицей снегирём, обсудить основные
части тела птицы. Продолжать учить работать в технике
пластилинография. Выполнять налеп из знакомых
геометрических форм
Рассмотреть картинки со снежинками, обсудить строение.
Учить складывать детали снежинки «конфеткой»,
сформировать снежинку из полученных заготовок,
приклеивая поэтапно на картон в форме круга. Вызвать
желание украсить ёлочку своими работами
Полюбоваться изображением новогодних ёлок.
Познакомить с приемом стилизации. Учить рисовать ёлку в
форме треугольника, делить ее на ярусы, чередуя два
оттенка зеленого цвета
«Снежинка»
оригами
II
ДЕКАБРЬ
«Новогодняя
елка»
гуашь
III
«Пингвины»
Печать мятой
бумагой
«Ветка елочки с
игрушкой»
Декоративное
рисование
Художественные
материалы
Пластилин, досочка, стека,
картон
бумажная заготовка, клей,
картон в форме круга
Гуашь двух оттенков,
альбомный лист
Учить рисовать пингвина поэтапно, дорисовывая детали
(снег, льдины) мятой бумагой
Гуашь, альбомный лист,
салфетка на прищепке
Рассмотреть новогоднюю веточку с елочным шариком.
Учить рисовать веточку используя два оттенка зеленого,
шарик рисовать восковым мелком выполняя узоры,
закрасить акварелью
Акварель, восковые мелки,
альбомный лист
«Дед Мороз»
Продолжать учить складывать основные детали
«косынкой», «книжкой». Приклеивать друг к другу,
дополнить рисованием личика
Два квадрата 10/10 красного
цвета односторонней бумаги,
карандаши, клей
«Снегурочка»
оригами
Продолжать учить складывать основные детали
«косынкой», «книжкой». Приклеивать друг к другу,
дополнить рисованием личика
Два квадрата 8/8 и 5/5
односторонней бумаги
синего цвета, цветные
карандаши, клей
IV
Месяц Неделя
I
Тема занятия
«Зимний город»
аппликация
«Сказочный кот»
Декоративное
рисование
ЯНВАРЬ
II
III
«Кактус в
горшочке»
Пластилинография
«Зебра»
Граттаж
2 занятия
Учебно-творческие задачи
Учить составлять композицию из цветных
прямоугольников разной ширины и высоты, добавить
детали (окна, двери), сформировать на крышах домов и
дорожках снежные сугробы из ваты
Учить рисовать фигуру животного из знакомых
геометрических форм, украсить по желанию элементами
клетка и завиток. Пофантазировать с цветом
Познакомить детей с растением «Кактус», развить
представление о том, как растения приспосабливаются к
условиям. Развить умения и навыки при создании образа
посредством пластилинографии
Познакомить детей с техникой «граттаж» и
последовательностью этапов выполнения работы. Учить
плотно и быстро закрашивать лист восковыми мелками,
грунтовать черной гуашью. После высыхания показать
принцип процарапывания изображения
Художественные
материалы
Цветная бумага, вата, клей
ПВА, ножницы, черный
картон
Восковые мелки, акварель,
альбомный лист
Картон основа, пластилин,
вермишель для колючек,
горох для украшения
горшочка
Цветные мелки, черная
гуашь, палочки для
процарапывания, салфетки
«Матрешка»
пластилинография
Учить выполнять узор на платье матрешки используя
знакомый прием скатывания шариков пальцами,
сплющивая в блинчик
Пластилин, заготовки
матрешек
Оригами
«Петушок»
Продолжать учить основным приемам сложения бумаги:
«косынка», «рожок», «кулечек». Дополнить образ
петушка гребешком и крылышками
Бумага для оригами, детали
гребешка, крыльев, клей
IV
Месяц Неделя
Тема занятия
«Морские
обитатели»
Рисование свечой +
акварель
I
«Синичка»
гуашь
ФЕВРАЛЬ
Оригами
«Пингвины на
льдине»
II
«Два жадных
медвежонка»
монотипия
III
«Веселые
вертолеты»
пластилинография
«Танки»
гуашь
IV
«Пограничная
собака»
Сухая кисть
Учебно-творческие задачи
Продолжать учить рисовать в технике
свеча+акварель, учить тонировать лист двумя, тремя
оттенками синего цвета, пофантазировать на тему
море
Рассмотреть строение тела синицы, ее особенности.
Учить раскрашивать синичку тычком сухой кистью
по готовому контуру, добавляя детали восковым
мелком (веточка ели, рябины)
Обсудить повадки пингвина, место проживания.
Учить основным зтапам сложения квадратного
листа, добавить глазки
Вспомнить сказку и ее главных героев, обсудить их
характер. Продолжать знакомить с техникой
«монотипия» в изображении двух медвежат.
Дополнить рисунок изображением сырной головки.
Побеседовать о виде транспорта «вертолет», его
особенностях, частях строения. Продолжать учить
«рисовать» пластилином, равномерно распределять
его внутри контура, дополнить деталями (колеса,
винт)
Познакомить детей с танковыми войсками, военной
техникой. Рассмотреть строение танка, его
особенности.
Предварительная работа: беседа о родах войск.
Познакомить детей с породой служебных собак
овчаркой, особенности окраса
Художественные материалы
Свечи, акварель, альбомный
лист
Листы с готовым контуром
синички, гуашь, мелки
восковые
Бумага для оригами
односторонняя черного, синего
или голубого цветов, лист в
форме льдины
Листы, сложенные пополам,
гуашь, кисти
Картонная основа голубого
цвета, мягкий пластилин
Гуашь, альбомный лист
Гуашь черного цвета и охра,
альбомный лист с контуром
собаки
Месяц Неделя
I
Тема занятия
«Тюльпаны для
мамы»
Печать по
трафарету
«Сказочная гжель»
гуашь
Хохломская
роспись
гуашь
II
МАРТ
«Городецкие
цветы»
«Барашек»
смятая бумага
III
IV
Учебно-творческие задачи
Художественные материалы
Продолжать учить выполнять работу способом
печати по трафарету, дополняя композицию
недостающими деталями (стебель, листок)
Гуашь, трафарет тюльпана,
альбомный лист, губка, кисть
Познакомить с Гжельской росписью, рассмотреть
элементы узоров. Выполнить простой узор на
тарелочке
Познакомить с хохломской росписью,
особенностями, ее ягодными мотивами. Научить
рисовать круглые формы ягод поворотом кисти,
веточку- волнистой линией.
Познакомить с детей с городецкой росписью, ее
элементами, названиями (розан, купавка, листок)
Выполнить роспись досочки на основе знакомых
форм и элементов
Бумага, тонированная желтого
цвета (полоса), гуашь зеленого,
красного и черного цвета
Продолжать учить рисовать завитки. Украсить
завитками туловище барашка и нарисовать рожки
Комочки бумаги, кисточки, гуашь
Вспомнить героя произведения Э.Успенского.
«Чебурашка»
Продолжать выполнять налеп из знакомых
пластилинография
элементов (жгут, блинчик, колбаска), дополнить
деталями мордочку
Вспомнить потешку. Продолжать учить смешивать
«Два веселых гуся»
цвета. Учить рисовать гуся поэтапно используя
гуашь
знакомые формы. Дополнить деталями (лапки,
клювики)
Продолжать учить складывать оригами из
«Нарцисс»
знакомых элементов (конфетка, косынка,
оригами
воздушный змей), научить новому способу
«торцевание» сердцевинки
Синяя гуашь, альбомные
тарелочки, образец, альбом по
декоративной росписи, кисть
Альбомный лист с контуром
досочки, гуашь
Пластилин, картонная основа
Гуашь, альбомный лист
Квадраты белого цвета 6 шт.,
зеленого 1 шт., желтые кружки 2
шт.,клей, карандаш
Месяц Неделя
Тема занятия
«Корова»
Алгоритмическое
рисование
АПРЕЛЬ
I
«Космический
сюжет»
Восковой
мелок+акварель
«Смешные
мордашки»
кляксография
II
«Белка»
бумагапластика
III
«Петушок»
Рисование из
ладошки
«Пасхальное яйцо»
IV
«Скочтерьер»
Учебно-творческие задачи
Расширить и закрепить знания о домашних животных.
Учить рисовать корову используя алгоритмические
схемы. Продолжать учить работать с красками,
смешивать, подбирать нужный оттенок
Художественные материалы
Вызвать интерес у детей к космосу. Учить изображать
части Солнечной системы
Акварель, восковые мелки,
альбомный лист
Обсудить с детьми эмоции на личиках малышей,
поразмышлять о ситуации, вызвавшей данные эмоции.
Вызвать желание повеселить малышей смешными
прическами из клякс, раздутых коктейльными
трубочками. Учить подбирать цвета по гамме
Провести беседу об изменениях цвета меха у белок
весной. Учить скатывать шарики из мягких салфеток,
приклеивать поочередно на клей ПВА к основе.
Вызвать желание украсить белочке хвостик и кончики
ушек бумажными шариками
Поговорить о наступающем празднике Св. Пасхи.
Рассмотреть ладошку и учиться её обводить.
Использовать контур для раскрашивания петушка
Поговорить о празднике Св. Пасхи. Рассмотреть
варианты росписи пасхальных яиц. Учить украшать
изделие узором с помощью ватной палочки
Учить рисовать собаку штрихом, длинными полосами
передавая особенность породы
Гуашь, альбомный лист
Заготовки с приклеенными
мордашками мальчика и
девочки, акварель,
коктейльные трубочки
Оранжевые контуры белочек
на зеленой основе из картона,
оранжевые салфетки, клей
ПВА
Гуашь, альбомный лист,
простой карандаш
Гуашь, альбомный лист с
контуром яйца, ватные
палочки
Гуашь, альбомный лист
Месяц Неделя
I
МАЙ
II
Тема занятия
Учебно-творческие задачи
Художественные
материалы
«Веточка яблони»
Побеседовать с детьми о месяце мае, понаблюдать как
расцветает природа. Продолжать учить рисовать веточку
дерева с цветами, смешивать краски и используя способ
примакивания кисти для рисования лепестков
Гуашь, альбомный лист
«Улитка»
Пофантазировать с детьми с оформлением раковины улитки
цветными креповыми лоскутками
Креповая бумага, гуашь,
клей пва, шаблон
улитки
«Рыбы»
Рисование
сельдереем
Показать детям, как с помощью сельдерея можно нарисовать
чешую у рыбки
Гуашь, сельдерей,
шаблоны рыбок
«Бабочки»
бумагопластика
Пофантазировать с оформлением крылышек для бабочки
цветными лоскутками из креповой бумаги
Креповая бумага,
шаблоны бабочек
«Веточка сирени»
пластилинография
Продолжать учить скатывать небольшие шарики и
сплющивать их с помощью пальцем
Пластилин, крышечки
от фломастеров
«День и ночь»
гуашь
«Эскимо»
бумагопластика
Познакомить детей с противоположностями в природе и
контрастами в цвете, проявить фантазию и воображение
Продолжать учить скручивать кусочки бумаги в шарики и
приклеивать к основе, выполнять чередование цветов
III
IV
Гуашь, заготовка
Креповая бумага разных
цветов
Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной
программы
В программе «Кисточка» разработан механизм диагностики качества
образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику
роста знаний, умений и навыков. С этой целью используется адаптированная
к задачам нашей программы диагностическая методика Н.Р. Волегова
(Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной
деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного
возраста
Уровни развития
Разделы
Средний
Высокий
Техника
работы с
материалами
Дети знакомы с
необходимыми навыками
нетрадиционной техники
рисования и умеют
использовать
нетрадиционные материалы
и инструменты, но им нужна
незначительная помощь.
Самостоятельно используют
нетрадиционные материалы и
инструменты. Владеют
навыками нетрадиционной
техники рисования и
применяют их. Оперируют
предметными терминами.
Предметное и Передают общие, типичные,
сюжетное
характерные признаки
изображение объектов и явлений.
Пользуются средствами
выразительности. Обладает
наглядно-образным
мышлением. При
использовании навыков
нетрадиционной техники
рисования результат
получается недостаточно
качественным.
Умеет передавать несложный
сюжет, объединяя в рисунке
несколько предметов,
располагая их на листе в
соответствии с содержанием
сюжета. Умело передает
расположение частей при
рисовании сложных предметов
и соотносит их по
величине. Применяет все
знания в самостоятельной
творческой деятельности.
Развито художественное
восприятие и воображение.
При использовании навыков
нетрадиционной техники
рисования результат
получается качественным.
Проявляют самостоятельность,
инициативу и творчество.
Декоративная Различают виды
Умело применяют полученные
деятельность
декоративного искусства.
Умеют украшать предметы
простейшими орнаментами
и узорами с использованием
нетрадиционной техники
рисования.
знания о декоративном
искусстве. Украшают силуэты
игрушек элементами
дымковской, филимоновской
росписи и др., орнаментов
народов Севера с помощью
нетрадиционных материалов с
применением нетрадиционной
техники рисования. Умеют
украшать объемные предметы
различными приемами.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года
(первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).
Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка Техника работы
с материалами
9
Предметное и
сюжетное
изображение
5
9
Декоративная
деятельность
5
9
5
В
В
В
В
С
В
В
В
С
В
С
С
В диагностической таблице используется следующее обозначение:
высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия
работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология
достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения
недостатков.
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует
художественно-творческое
развитие
детей
дошкольного
возраста,
положительно влияет на развитие их способностей, умений и навыков.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие
творческих способностей детей, педагог дает возможность активно,
самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и
непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными
техниками, развивая фантазию, восприятие цвета. Так же решаются задачи
развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения,
мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют
развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации
движений. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это
своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают
тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных
занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной техники необходимо
использовать для полноценного развития детей. У детей формируется умение
ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах
материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается
познавательный интерес. Нетрадиционные техники рисования способствуют
развитию интереса к народной культуре, декоративно-прикладному
искусству, орнаментам народов России.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя
свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами
сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и
порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет
радость, дает новый толчок к творчеству.
Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное,
приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное
состояние каждого ребенка.
Таким образом, можно сказать, что все перечисленные технологии,
используемые в развитии изобразительной деятельности детей в рамках
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
по
изобразительной деятельности «Кисточка», не будучи по своей сути новыми,
приобретают сегодня новое звучание и актуальность, все они являются
здоровьесберегающими, а изобразительная деятельность, в основе которой
заложено использование инновационных методик, традиционных и
нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное
влияние на здоровье ребенка.
Литература:
1. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду», 2020
2. Лычагина И.А. Лепка из соленого теста, 2017
3. Микляева Н.В., Яремчук Г.А. Рисование, лепка в детском саду, 2020
4. Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук у дошкольников в
нетрадиционной изобразительной деятельности», 2009
5. Шакирова Е.В. «Цветные чудеса». Дополнительная образовательная
программа по изобразительной деятельности, 2020