ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка……………………………….……………………..3
1.2. Цели и задачи Программы……………………………………………..…...6
1.3. Сроки реализации Программы……………………………………………..7
1.4. Ожидаемые результаты освоения Программы……………………………7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей 2-3
года……………………………………………………8
2.2. Содержание разделов Программы………………………………………..10
2.3 Система оценки результатов освоения Программы……………………….21
2.4.
Календарно-тематический план по Программе
……………..…………..21
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Расписание занятий………………………………………………………...26
3.2. Методическое обеспечение………………………………………………..26
3.3.
Материально-техническое
обеспечение………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………......27
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов
жизни человека, в формировании физического здоровья и навыков,
обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в
будущем.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических,
культурных и других), которые оказывают влияние на состояние здоровья
детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает
особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем
богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче
здоровье.
Движения
необходимы
ребенку, так как они способствуют
совершенствованию его физических систем и, следовательно, определяют
темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста
настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом
двигательной расточительности». Занятия ритмикой помогают творчески
реализовать эту потребность, так как бесконечное разнообразие движений
позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет,
мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и
воображение ребёнка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Удивительный мир
танца» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего
дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей,
расширение функциональных возможностей развивающегося организма,
овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных
упражнениях.
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно-правовые документы:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
3
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам
дошкольного
образования
(утверждена
приказом
Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в
Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 462 «Об
утверждении Порядка проведения самообследования образовательной
организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2013, № 28908);
Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодёжи
(утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
4
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания населения»,
утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32 (далее –СанПиН
по питанию);
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды
обитания»,
утвержденным
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января
2021 г. № 2, действующим до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические
нормативы);
Закон Свердловской
области
от
15.07.2013 №78-ОЗ
«Об
образовании
в
Свердловской области» (с изменениями на 22 ноября 2022 года);
Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 535;
-- Программа развития Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения – детский сад № 535
Актуальность Программы: Движение в ритме и темпе, заданном музыкой,
способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при
регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате
которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки,
уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего
укрепления и физического развития ребёнка.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что
использование ритмической гимнастики в работе с детьми создаёт
необходимый двигательный режим, положительный психологический
настрой, требуемый уровень выполнения заданий. Способствует развитию
у детей мышечной силы, гибкости, выносливости и координации
движений; чувства ритма, музыкального слуха, памяти и внимания;
выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных
движений. Дети легче запоминают и усваивают движения, повышается
эмоциональный фон занятия. Всё это в комплексе даёт положительную
динамику в развитии, воспитании и образовании детей.
1.2.
Цель Программы.
Создание условий для воспитания у детей младшего дошкольного возраста
интереса и потребности в движениях под музыку, а также развития умения
выполнять движения в соответствии с характером, темпом и ритмом
музыки.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
способствовать
оптимизации
роста
и
развития
опорнодвигательного аппарата;
содействовать
развитию и
функциональному
совершенствованию
органов
дыхания, кровообращения,
сердечнососудистой и нервной систем организма;
содействовать профилактике плоскостопия;
формировать правильную осанку.
Образовательные задачи:
развивать чувство ритма, умение согласовывать движения с музыкой;
развивать психологические процессы (память двигательная,
слуховая, образная);
развивать двигательные качества (гибкость, координация, выносливость) и
умения;
развивать творческие способности;
способствовать
обогащению
двигательного опыта
разнообразными видами движений;
развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
воспитывать нравственные качества (уважительное отношение ко
взрослым и к сверстникам);
воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях.
1.3. Сроки и этапы реализации Программы.
Объем программы – 72 часа, рассчитан на 36 недель, с недельной нагрузкой
– 2 раза в неделю по 10-30 минут.
Учебные группы комплектуются по возрастному принципу:
- дети 2-3 года;
- дети 3-4 года;
- дети 4-5 лет.
Численный состав групп 10-15 человек.
Программа рассчитана на три года обучения для детей 2-5 лет.
Форма работы: Групповая.
6
1.4. Целевые ориентиры и ожидаемые результаты освоения Программы.
Целевые ориентиры:
исполняет ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку, и
двигательные задания;
владеет навыками ритмической
ходьбы,
умеют
выполнять
простейшие построения и перестроения;
умеет хлопать и топать в такт музыки, ритмично двигаться в различных
музыкальных темпах;
хорошо ориентируется в зале при проведении музыкально – подвижных игр
и умеют представить различные образы;
знает правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с
предметами и без предметов;
владеет навыками по различным видам передвижений по залу и
приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и
танцевальных упражнениях;
передает характер музыкального произведения в движении;
выполняет специальные упражнения для согласования движений с
музыкой.
Ожидаемые результаты.
Естественное
развитие
организма
ребёнка,
функциональное
совершенствование его отдельных органов и систем.
Создание необходимого двигательного режима, положительного
психологического настроя.
Укрепление здоровья ребёнка, его полноценное физическое и умственное
развитие.
Приобщение к здоровому образу жизни.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика особенностей развития детей 2-3 года.
Дети в 2-3 года чрезвычайно непосредственны и эмоциональны.
Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость.
Движение малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо
развито чувство равновесия, поэтому объём и разнообразие двигательных
упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.
Задачей педагога является воспитание интереса, потребности в движениях
под музыку, формирование умений использовать знакомые движения в
игровых ситуациях.
7
Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, движения для
выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами,
элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и
сверстниками. Детям предлагаются более простые композиции, яркие,
контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи
музыкального образа, предлагаются более простые схемы перестроений и
элементарные танцевальные движения.
Характеристика особенностей развития детей 3– 4 года
В этом возрасте приобретает особое значение для общего физического
развития ребенка. Малыши растут, становятся выше и стройнее, у них
совершенствуется координация движений, уменьшается мышечный тонус,
развивается чувство равновесия. Они способны овладеть всем спектром
навыков активной деятельности, начиная от самых простых (кувыркание,
футбол) и заканчивая такими сложными и изящными, как набор номера
телефона и умение держать вилку в руке.
Задачей педагога является развивать потребность в активной двигательной
деятельности, помочь овладеть основными видами движений, формировать
элементарные навыки личной гигиены. Способствовать развитию игровой
деятельности. Обеспечить познавательное развитие детей, обогащать
представления об окружающем мире, развивать любознательность.
Формировать навыки общения, обеспечить индивидуальное общение с
ребёнком.
Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет.
Музыкально- ритмическая игровая деятельность особенно привлекательна
для дошкольников, поскольку потребность в движении в этом возрасте
наиболее ярко выражена.
Дети 5 года жизни очень активны, моторны, в окружающем пространстве
ориентируются более уверенно. В области музыкально – ритмических
движений у детей 4-5 лет появляются новые возможности: движения под
музыку делаются более легкими и ритмичными, удается передавать в
пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений,
качество исполнения движений повышается. К этому времени у детей
улучшается координация движений руки ног, обогащается слуховой опыт,
поэтому они уже способны воспроизводить в хлопках, притопах, шагах и т.
д. элементарные ритмические рисунки. В системе чувства музыкального
ритма у детей в наибольшей степени представлено чувство темпа.
Вместе с тем возможности детей этого возраста в музыкально –
ритмической деятельности по - прежнему остаются сравнительно
небольшими: легкость движений относительна, синхронность движений в
8
паре, в подгруппе вызывает затруднения, выразительность движений не
достаточна, выполнение сложных по координации движений им еще
недоступно, длительность игры и пляски не продолжительна.
Однако все это не снижает интерес детей и их возможности в освоении
музыкальных игр, танцев, танцевальных упражнений.
2.2. Содержание Программы.
Данная программа состоит из следующих разделов:
Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и
двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно,
красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку
соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят
специальные упражнения для согласования движений с музыкой,
музыкальные задания и игры.
Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком
различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование
умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. В раздел входят
строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, дыхательные,
упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.
Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных
движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот
раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических
упражнений, ритмические танцы.
В разделе «Танцевально – ритмическая гимнастика» представлены образно
– танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую
направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические
упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное
воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи.
Раздел «Музыкально – подвижные игры» содержит упражнения,
применяемые практически на всех занятиях. Здесь используются приемы
имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации,
соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели
при проведении занятий по танцевально – игровой гимнастике.
Раздел «Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды
подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов.
Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков,
приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать
кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть, что пожелаешь.
Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную
работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных
заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой
9
инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные
возможности для развития созидательных способностей детей, их
познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и
раскрепощённости.
Планирование работы по разделам.
Первый год обучения (младшая группа 2-3 года)
Игроритмика
Игрогимнастика
Общеразвивающие
упражнения
Специальные упражнения
для
согласования движений с музыкой.
Хлопки
под
музыку.
Ходьба,
марш.
Акцентированные прыжки. Движения руками в
различном темпе. Различие динамики звука
«громко– тихо». Выполнение упражнений под
музыку.
Строевые упражнения. Построение в ряд и
колонну с помощью педагога. Передвижение
в сцеплении. Построение в круг и
передвижения по кругу в различных
направлениях за педагогом. Построение
врассыпную, бег врассыпную. Упражнения на
гимнастическом коврике только в игровой
форме.
Упражнения без предмета. Основные
движения прямыми и согнутыми руками и
ногами. Основные движения туловищем и
головой.
Комплексы
общеразвивающих
упражнений.
Упражнения с предметами. Упражнения с
простыми предметами и мячами.
Свободное опускание рук вниз. Напряженное
и расслабленное положение рук, ног.
Потряхивание кистями рук. Расслабление рук
с выдохом. Упражнения на осанку.
Образные упражнения.
10
Акробатические
упражнения
Игротанцы
Группировки. Сидя ноги врозь, сидя на
пятках. Равновесие на носках с опорой и без
нее.
Комбинации
акробатических
упражнений
в
образно-двигательных
действиях.
Хореографические
упражнения.
Полуприседы, подъемы на полупальцы.
Стойка руки на поясе и «полочка».
Свободные, плавные движения руками.
Комбинации хореографических упражнений
под музыку.
Танцевальные шаги. Полуприседания
на одной ноге, другую вперед на пятку.
Пружинные полуприседы. Приставной
шаг в сторону. Ритмические танцы.
Железнова Е.С., «Зайка», «Мы пойдем
сначала вправо», «Танец сидя»,
«Крокодил
ходил»,
«Ладошки»,
«Часики», «Веселые зверята», «Сова».
Танцевальноритмическая
гимнастика
Специальные композиции и комплексы
упражнений: «У оленя дом большой»,
«На крутом бережку», «Тучка»,
«Волшебный цветок», «Я танцую», «От
улыбки».
Игропластика
Специальные упражнения для развития
мышечной силы и гибкости в образных,
игровых и двигательных действиях и
заданиях. Комплексы упражнений.
11
Пальчиковая гимнастика
Общеразвивающие упражнения и игры
пальчиками в двигательных и образных
действиях: сгибание и разгибание,
приведение
и
отведение,
противопоставление пальцев рук при
работе двумя руками и одной рукой.
Игры-потешки. Выполнение фигурок
из пальцев.
Игровой самомассаж
Поглаживание отдельных частей тела в
образно-игровой форме.
Музыкальноподвижные
игры
«Отгадай», «Чей голосок», «Найди свое
место»,
«Нитка
–
иголка»,
«Попрыгунчики-воробышки»,
«В
автобусе», «Совушка», «Цапля и
лягушки». Музыкально-
Креативная гимнастика
подвижные
игры
по
ритмике.
Подвижные, образные игры для
строевых
и
общеразвивающих
упражнений.
Музыкально-творческие игры «Кто я?»,
«Море
волнуется».
Специальные
задания.
Второй год обучения (вторая младшая группа 3-4 года)
Игроритмика
Специальные упражнения
для согласования
движений с музыкой.
Хлопки в такт музыки. Разучивание танцевального
шага. Акцентированная ходьба. Акцентированная
ходьба на сильные доли музыки. Движения руками
в различном темпе. Различие динамики звука
«громко – тихо». Выполнение упражнений под
музыку.
12
Игрогимнастика
Строевые упражнения. Построение в шеренгу и
колонну по команде. Передвижение в сцеплении.
Построение в круг и передвижения по кругу в
различных
направлениях
самостоятельно.
Построение
врассыпную,
бег
врассыпную.
Перестроение из одной шеренги в несколько по
ориентирам. Упражнения на гимнастическом
коврике в игровой форме и самостоятельной.
Общеразвивающие
упражнения
Упражнения без предмета. Основные движения
прямыми и согнутыми руками и ногами. Основные
движения туловищем и головой. Полуприсед, упор
стоя на коленях, положение лежа. Комплексы
общеразвивающих упражнений.
Упражнения с
предметами.
Упражнения
с предметами и мячами.
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и
на
укрепление
осанки.
Напряженное
и
расслабленное положение рук, ног. Потряхивание
кистями рук. Расслабление рук с выдохом.
Упражнения на осанку.
Имитационные, образные упражнения.
Акробатические
упражнения
Группировки. Сидя ноги врозь, сидя на пятках.
Перекаты в положении лежа, руки вверх и сидя на
пятках с опорой на предплечья. Равновесие на
носках с опорой и без нее. Комбинации
акробатических
упражнений
в
образнодвигательных действиях.
Игротанцы
Хореографические упражнения. Полуприседы,
подъемы на полупальцы. Стойка руки на поясе, за
спину и положение «полочка». Свободные, плавные
движения руками. Комбинации хореографических
упражнений.
13
Танцевальные шаги. Шаг с носка, на
носках, полуприсед на одной ноге,
другую вперед на пятку. Пружинные
полуприседы. Приставной шаг в
сторону. Шаг с небольшим подскоком.
Комбинации из танцевальных шагов.
Ритмические танцы. «Хоровод», «Мы
пойдем сначала вправо», «Сластена»,
«Если весело живется», «Кузнечик»,
«Муха», «Про тучку», «В автобусе
сидим», «Веселые зверята», «Сова».
Танцевальноритмическая
гимнастика
Специальные композиции и комплексы
упражнений: «У оленя дом большой»,
«На крутом бережку», «Я на сцену
вхожу», «Волшебный цветок», «Я
танцую», «Мой друг», «Мышата».
Игропластика
Специальные упражнения для развития
мышечной силы и гибкости в образных,
игровых и двигательных действиях и
заданиях. Комплексы упражнений.
Пальчиковая гимнастика
Общеразвивающие упражнения и игры
пальчиками в двигательных и образных
действиях: сгибание и разгибание,
приведение
и
отведение,
противопоставление пальцев рук при
работе двумя руками и одной рукой.
Игры-потешки. Выполнение фигурок
из пальцев.
Игровой самомассаж
Поглаживание отдельных частей тела в
образно-игровой форме.
14
Музыкальноподвижные
игры
«Отгадай», «Чей голосок», «Найди свое
место»,
«Нитка
–
иголка»,
«Попрыгунчики-воробышки», «Мы –
веселые ребята», «Совушка», «Цапля и
лягушки», «У медведя во бору», «ТукТук».
Музыкально- подвижные игры по
ритмике. Подвижные, образные игры
для строевых и общеразвивающих
упражнений.
Креативная гимнастика
Музыкально-творческие игры «Кто я?»,
«Море
волнуется».
Специальные
задания.
«Создай
образ»,
«Импровизация под песню».
Партерная игровая гимнастика.
Третий год обучения (средняя группа, 4-5 лет)
Игроритмика
Специальные упражнения для согласования
движения с музыкой. Хлопки и удары ногой
на каждый счет и через счет, только на первый
счет. Выполнение простейших движений
руками в различном темпе.
Игрогимнастика
Строевые упражнения. Построение в шеренгу
и колонну. Повороты переступанием по
команде. Перестроение в круг. Бег по кругу и
по ориентирам («змейкой»). Перестроение из
одной шеренги в несколько по образному
расчету и указанию педагога.
Передвижение в обход шагом и бегом.
15
Общеразвивающие
упражнения
Упражнения без предмета. Ходьба на носках
и с высоким подниманием бедра. Сочетание
основных движений прямыми или согнутыми
руками. Стойка на прямых и согнутых ногах в
сочетании с другими движениями. Основные
движения головой. Сочетание упоров с
движениями ногами.
Упражнения с
предметами.
Упражнения
с
платочками,
шарфиками, косынками.
Упражнения
на
расслабление
мышц,
дыхательные и на укрепление осанки.
Потряхивание кистями и предплечьями.
Раскачивание руками из различных исходных
положений. Контрастное
движение
руками
на
напряжение
и
расслабление. Расслабление рук в положении
лежа на спине. Свободное расслабление рук в
положении лежа на спине, потряхивание
ногами из положения лежа на спине. Лежа на
спине при напряжении мышц – выдох; при
расслаблении мышц – вдох. Упражнения на
осанку в стойке: руки за спину с захватом
локтей.
Имитационные, образные упражнения.
Акробатические
упражнения
Группировка в положениях лежа и сидя,
перекаты в ней вперед – назад. Из упора присев
переход в положение лежа на спине. Сидя ноги
врозь широко. Равновесие на одной ноге с
опорой
и
без
опоры.
Комбинации
акробатических упражнений в образнодвигательных действиях.
16
Игротанцы
Хореографические упражнения. Танцевальные
позиции ног: первая, вторая, третья.
Выставление ноги в сторону на носок.
Повороты направо\налево, переступая на
носках. Полуприседы, стоя боком к опоре.
Комбинации хореографических упражнений.
Танцевальные шаги. Мягкий, высокий,
высокий на носках, приставной, скрестный в
сторону, переменный и русский хороводный
шаги. Прыжки с ноги на ногу, другую ногу
сгибая назад, то же – с поворотом на 360
градусов. Поворот на 360 на шагах.
Комбинации из изученных танцевальных
шагов.
Ритмические и бальные танцы «Разноцветная
игра», полька «Старый жук», «Стирка»,
«Полька хлопушка», «Снежный танец»,
«Волшебный
цветок»,
«Трактористы»,
«Ромашки и букашки», «Веселая уборка»,
«Черепашка».
Танцевальноритмическая
гимнастика
(Медиальные композиции и комплексы
упражнений) «Осень», «Карусельные
лошадки»,
«Гусеница»,
«Песня
короля», «Воробьиная дискотека»,
«Салют», «Упражнение с платочками»,
«Барбарики».
Игропластика
Специальные упражнения для развития
мышечной силы и гибкости в образных
и игровых двигательных действиях и
заданиях. Комплексы упражнений.
17
Пальчиковая гимнастика
Общеразвивающие упражнения
и
игры
пальчиками в двигательных и образных
действиях: поочередное сгибание и
разгибание пальцев, работа одним
пальцем, круговые движения кистью и
пальцами, выставление одного, двух и
т.д. пальцев, «сцепление», соединение
большого пальца с другими, касание
пальцев одной руки с другой рукой
(«здороваются»), движение пальцев по
различным частям тела и поверхности
стола. Упражнение пальчиками с
речитативом.
Игровой самомассаж
Поглаживание
отдельных частей
тела в определенном порядке в
образно-игровой форме.
«Карлики и великаны», «Найди
предмет», «Два
Мороза»,
«Автомобили»,
«Воробушек»,
«Космонавты», «Усни-трава», «Поезд»,
«Музыкальные стулья»; музыкальноподвижные игры по ритмике и с
использованием
строевых
и
общеразвивающих упражнений.
Музыкально-творческие игры «Ай,
да
я!»,
«Творческая
импровизация».
Специальные задания
«Художественная галерея», «Выставка
картин», «На
космических просторах».
Музыкальноподвижные
игры
Креативная гимнастика
Структура занятия:
Вводная часть (организационный момент, поклон, шаги по кругу с
заданиями).
Упражнения на выработку и совершенствование двигательно-ритмических
навыков (общеразвивающие упражнения, гимнастические комплексы).
Упражнения и задания на совершенствования музыкально-ритмических
навыков.
18
Музыкально-ритмические игры, инсценировки, упражнения с предметами,
разучивание танцев, творческие задания.
Краткий анализ занятия, домашнее задание.
2.3. Система оценки результатов освоения Программы.
Открытые занятия.
Развлечения, досуги.
Фото- и видеоальбомы.
Презентации.
Итоговые занятия.
Педагогические наблюдения.
2.4. Календарно-тематический план по Программе.
Учебно-тематический план для детей 2-3 года
Месяц
Содержание занятия
Репертуар
Сентябрь
Формирование навыка ритмичной
ходьбы.
Развитие слухового внимания.
Развитие
умения
начинать
и
заканчивать движения под музыку.
«Здравствуйте,
ладошки»
Октябрь
Формирование
элементарных
танцевальных навыков.
Расширение двигательного опыта.
Развитие умения координировать
движение с музыкой.
«Часики»
«Зайка»
Ноябрь
Развитие
способности
детей
исполнять выразительные движения
в соответствии с музыкой.
«Крокодил»
неваляшки»
Декабрь
Развитие навыков основных видов
движений ходьба и бег, умения
бегать под музыку, прыгать
вперед, назад.
«Бег»
19
«Тук-тук»
«Куклы
Январь
Развитие мелкой моторики, чувства
ритма, внимания.
Развитие ловкости, координации
движений.
Развитие умения начинать танец под
музыку.
«Виноватая тучка»
Февраль
Развитие умения легко, ритмично
прыгать на двух ногах.
Формирование навыков исполнения
элементарных
танцевальных
движений.
«Прыжки»
«Зоопарк»
Март
Развитие
точности,
ловкости,
выразительности движений, мелкой
моторики, музыкального слуха.
Развитие у детей навыка ходьбы под
музыку, чувства ритма, координации
движений.
Развитие мелкой моторики, чувства
ритма.
Расширение двигательного опыта.
Обогащение
эмоционального
переживания детей.
Развитие
медленных,
плавных
движений.
«Солнышко»
«Про капусту»
Апрель
Май
«Полька»
«Волшебный мир»
Учебно-тематический план для детей 3-4 года
Месяц
Содержание занятия
Репертуар
Сентябрь
Формирование навыка ритмичной
ходьбы.
Развитие слухового внимания.
Развитие
умения
начинать
и
заканчивать движения под музыку.
Развитие чувства ритма.
«Хлопки» «Да-да-да»
20
Октябрь
Формирование
элементарных
плясовых навыков.
Расширение двигательного опыта.
Развитие умения координировать
движение с музыкой.
«Часики»
«Гуси»
Ноябрь
Развитие
способности
детей
исполнять выразительные движения
в соответствии с музыкой.
«Часики» «Ножницы»
Декабрь
Развитие навыков основных видов
движений ходьба и бег, умения
бегать под музыку, прыгать
«Бег»
вперед, назад.
Январь
Развитие мелкой моторики, чувства
ритма, внимания.
Развитие
ловкости,
точности,
координации движений.
Развитие
умения
различать
контрастные части в музыке.
«Зайчик и лиса»
Февраль
Развитие умения легко, ритмично
прыгать на одной и двух ногах.
Формирование навыков исполнения
элементарных плясовых движений.
«Прыжки»
«Зоопарк»
Март
Развитие
точности,
ловкости,
выразительности движений, мелкой
моторики, музыкального слуха.
Развитие у детей навыка ходьбы под
музыку, чувства ритма, координации
движений.
«Солнышко»
«Робот"
Апрель
21
«Полька»
Май
Развитие мелкой моторики, чувства
ритма, умения выполнять движения
в парах.
Расширение двигательного опыта.
Обогащение
эмоционального
переживания детей.
Развитие
медленных,
плавных
движений.
«Волшебный мир»
Учебно-тематический план для детей 4-5 лет
Месяц
Содержание занятия
Репертуар
Сентябрь
Учить реагировать на начало и
окончание
звучания
музыки.
Передавать в движении различный
её характер. Учить самостоятельно
ориентироваться в пространстве.
«Топ
и
хлоп»
«Весёлые ладошки»
«Птички летают»
«Зарядка»
Октябрь
Развивать память детей. Учить
преодолевать
двигательный
автоматизм.
Развивать
выразительность жеста.
«Пяточка носочек»
«Что умеют наши
ножки?» «Розовые
щечки»
Ноябрь
Упражнять детей в несложных
плясовых
движениях,
учить
передавать их выразительно и
эмоционально.
Выполнять
движения в соответствии со словами
песни.
«Хорошо» «Котята
поварята»
22
Декабрь
Побуждать детей выразительно
передавать
игровой
образ,
импровизировать
танцевальные
движения, составлять небольшие
музыкальные
композиции.
Развивать фантазию, воображение,
передавать игровой образ.
«Здравствуйте»
«Игра со снежками»
Январь
Выполнять движения под текст
игровой песни, согласовывать их с
музыкой. Самостоятельно находить
движения для передачи зимних игр
и забав. Побуждать выразительно
передавать
характерные
особенности
персонажей,
выраженных
в
музыкальных
образах.
Определять характер музыки и
передавать
его
в
движении.
Слышать и отмечать в движении
смену
частей
музыкального
произведения.
Выразительно
танцевать
с
предметами.
Воспитывать
умение
самостоятельно действовать в игре.
«Зайчики
лисичка»»
«Воздушный
шарик»
«Погремушка»
Развивать выразительность жеста.
«Вот гуляем мы
Совершенствовать
плясовые
движения.
Согласовывать
движения
с
музыкой. Передавать в движениях
игривый,
весёлый,
задорный
характер музыки.
Развивать
воображение,
уметь
самостоятельно
создавать
музыкально-двигательный образ.
Выполнять правила коллективной
игры.
Будить фантазию детей.
с
дружком»
«Птички
и
автомобили»
Февраль
Март
Апрель
Май
23
и
«Воротики»
«Разминка»
«Шарик»
носик»
«Вот
«Весёлые палочки»
«Танец
с
игрушками» «Танец
с цветами»
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Расписание занятий.
КолКолКолво
во
во
Название
заняти
заняти заняти
курса
йв
йв
йв
недел
месяц
год
ю
«Удивительн
ый мир
2
8
72
танца»
Длительнос
ть занятий,
мин.
Кол-во
Воспитанник
ов в группе
10-30
10-15
Методическое обеспечение.
Интернет ресурсы.
Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. Ку-ко-ша. Танцевальноигровое пособие. -С.-П.,2009 г.
Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. Ку-ко-ша. Танцевальноигровое пособие.-С.-П.,2010 г.
Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. Ку-ко-ша. Танцевальноигровое пособие. -С.-П.,2011 г.
Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. Ку-ко-ша. Танцевальноигровое пособие. -С.-П.,2012 г.
Утробина К.К. Подвижные игры для детей 3-5лет.Конспекты
физкультурных занятий и сценарии развлечений в ДОО. - М.: Издательство
Гном, 2017 г.
Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально – игровая
гимнастика для детей. Учебное пособие для педагогов дошкольных и
школьных учреждений. - СПб, «Детство Пресс», 2007
Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г«ФИТНЕС-ДАНСЕ», «Детство-Пресс», 2007
3.3. Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации данной программы в зале необходимо:
музыкальный центр;
стулья детские;
стул взрослого;
музыкально-дидактический материал (пособия, игры);
спортивный инвентарь (мячи, коврики, обручи, гимнастические
скамейки, кегли, кубики, тоннели, бруски и т.п.)
доступ к сети Интернет;
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления
маленького артиста.
24
Список использованной литературы.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая
группа. «Мозаика - Синтез», Москва 2012
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа.
«Мозаика - Синтез», Москва 2015
Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально – игровая
гимнастика для детей. Учебное пособие для педагогов дошкольных и
школьных учреждений. - СПб, «Детство Пресс», 2007
Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г«ФИТНЕС-ДАНСЕ», «Детство-Пресс», 2007
Интернет ресурсы.
25