Программа дополнительного образования по развитию творческих
способностей детей раннего дошкольного возраста от 1,5 до 3 лет
«Чудо-кисточка»
Пояснительная записка
Занятия рисованием – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Они
приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что
видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что
положительные эмоции составляют основу психического здоровья и
благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является
источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес
ребёнка к творчеству.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие.
У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные
ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается
способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления,
видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт
первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным
материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами,
держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу,
придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание
карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности
движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия
имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление
движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует
ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов.
Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него
формируются первые представления.
Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его
явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная
эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше
видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий,
красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии
ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия
выстраиваются
отношения,
формируется
личность
человека.
В
изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств
личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а
также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как
прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения
умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития
ребёнка.
Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному,
обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического
отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как
неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического
средства формирования и развития личности ребёнка.
Цель данной программы:
– формирование у детей раннего возраста творческих способностей в
изобразительной деятельности.
Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:
- формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве,
способности воспринимать его;
- формирование художественно-образных представлений и мышления,
эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям
действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной
отзывчивости на прекрасное;
- развитие творческих способностей в рисовании;
- обучение основам создания художественных образов, формирование
практических навыков работы в различных видах художественной
деятельности;
- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.
В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы
детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование
кисточкой.
Система занятий построена с учётом принципов последовательности и
системности в формировании знаний, умений и навыков.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую
половину дня. Продолжительность занятий составляет 10 минут. Общее
количество учебных занятий в год по рисованию – 36ч.
Мониторинг проводится по методике Т. С. Комаровой.
Задачи творческого развития детей:
• Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения
формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой
рукой.
• Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу
выбора содержания изображения.
• Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным
линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они
нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и
линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению
нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному
повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
• Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить
различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить
рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные,
наклонные, пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам,
дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к
рисованию предметов округлой формы.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не
наклоняться низко над листом бумаги).
• Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить
держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше
отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать
краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску,
прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и
осушать, легко прижимая к салфетке.
Методы и приёмы
Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание,
воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на
формирование игровой мотивации.
Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он
повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.
Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и
привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках,
рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно,
обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство
получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.
Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы
изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы
(зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.
Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к
результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен
идти от игрового персонажа.
Занятия должны доставлять детям радость!
Инструменты и материалы, применяемые для изобразительной деятельности.
Учебно-наглядные пособия:
- плакаты;
- игрушки;
- муляжи.
Оборудование:
- мольберт;
- карандаши цветные;
- фломастеры;
- восковые мелки;
- кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16;
- гуашевые краски;
- баночка-непроливайка;
- подставки для кисточек;
- дощечки;
- х/б салфетки для рук;
- клеёнка.
Содержание учебно-тематического планирования
Месяц Неделя
СЕНТЯБРЬ
I
II
III
Тема занятия
Учебно-творческие задачи
Художественные материалы
«Как мы рисуем»
(рисование
карандашами)
Выявить уровень владения карандашами.
Познакомить детей с правильным способом
действия карандашами: держать тремя пальчиками,
не близко к отточенному концу, не сжимать
карандаш слишком сильно; учить рисовать только
на бумаге, использовать разные цвета; формировать
интерес и положительное отношение к рисованию.
Альбомный лист, наборы цветных
карандашей (по количеству детей).
«Дорожки для
цыплят»(рисование
карандашами)
Вызвать у детей интерес к теме, к процессу
рисования; учить держать карандаш в правой руке,
тремя пальчиками; учить делать широкие плавные
движения в любом направлении; вызывать и
поддерживать чувство удовлетворения от процесса
в результате деятельности.
Альбомный лист бумаги формата А4,
цветные карандаши, картинки с
изображение курицы и цыплят.
«Орехи для белочки»
(рисование
поролоновым тычком)
Познакомить детей с гуашевыми красками; учить
детей пользоваться кисточкой; закреплять знания
основных цветов, знакомить с новыми цветами
(коричневый); формировать интерес и
положительное отношение к рисованию.
Листы бумаги для рисования с
изображением дерева и белочки на
каждого ребёнка; поролоновые
тампоны; игрушка-белочка; орехи;
корзинка; баночки с водой, салфетки.
«Осенние
листочки»(рисование
кисточкой)
Продолжать знакомить детей с гуашевыми
красками, учить правильно пользоваться кисточкой;
закреплять знания основных цветов, знакомить с
новыми цветами и оттенками; учить различать
кленовые листья; формировать интерес и
положительное отношение к рисованию.
Гуашь жёлтого и красного цветов;
кисточки №4; альбомные листы
бумаги для рисования на каждого
ребёнка, паспарту с вырезанными
силуэтами кленовых листьев (по
количеству детей); кленовые листья;
баночки непроливайки; салфетки.
«Дождик» (рисование
фломастерами;
Учить детей правильно держать в руке фломастер;
учить рисовать фломастером – не нажимать сильно,
рисовать прямые вертикальные линии; не выходить
Фломастеры синего или голубого
цвета; листы бумаги с заготовками
(по количеству детей, в верхней
дорисовывание
деталей)
«Поможем жучкам
спрятаться в траве»
(рисование
карандашом;
дорисовывание
деталей)
IV
за пределы ограничительной линии; формировать
интерес и положительное отношение к рисованию.
части листа нарисована синяя туча, а
внизу горизонтальная линия – земля,
чтобы дети, рисуя дождь, не
выходили за пределы нижней
границы.
Учить детей правильно держать в руке восковый
карандаш, рисовать прямые вертикальные линии;
закреплять знания цветов; вызывать интерес к
рисованию цветными карандашами.
Цветные восковые карандаши
зелёного цвета; листы бумаги для
рисования с нарисованными жуками,
расположенными в разных местах
листа (по количеству детей).
«Листья жёлтые
летят» (рисование
пальчиком/кисточкой;
дорисовывание
деталей)
Учить детей рисовать листья, примакивая кисточку
к листу бумаги; продолжать учить правильно
держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой,
промывать кисть в баночке с водой.
Альбомные листы формата А4 с
нарисованными деревьями (по
количеству детей); жёлтая краска,
кисточки №4, баночки с водой,
тряпочки.
«По ровненькой
дорожке» (рисование
пальцами)
Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося
отпечаток на полоску бумаги; продолжать
знакомить детей с цветом (красный, синий,
зелёный, закреплять названия цветов; развивать
интерес и положительное отношение к рисованию.
Демонстрационный лист с
изображением двух домиков с
красной и синей крышами,
расположенных друг напротив друга
(между домиками проведена дорожка
карандашом и краской); полоски
бумаги для рисования 1/2 листа по
количеству детей; гуашь зелёного
цвета, влажные салфетки для рук.
Месяц Неделя
ОКТЯБРЬ
I
II
III
Тема занятия
Учебно-творческие задачи
Художественные материалы
«Дождик, дождик,
пуще»(рисование
пальчиком/кисточкой;
дорисовывание
деталей)
Учить детей наносить кисточкой ритмичные мазки
под словесное сопровождение; продолжать учить
правильно держать кисточку, пользоваться краской,
убирая лишнюю о край баночки; продолжать
знакомить с синим цветом.
Альбомные листы с изображением
туч; синяя краска, баночкинепроливайки, кисточки, салфетки.
«Веточка
рябины»(рисование
пальцами;
дорисовывание
деталей)
Продолжать учить детей рисовать пальчиками;
набирать краску; радоваться полученному
результату; закреплять знания основных цветов;
развивать интерес и положительное отношение к
рисованию.
Листы бумаги для рисования с
изображением веточки рябины без
ягод (по количеству детей); ветка
рябины, рисунок – образец; гуашь
красного цвета, влажные салфетки
для рук.
«Спрячь картинку»
(рисование
карандашами или
фломастерами)
Учить детей правильно держать в руке карандаш
(фломастер); правильно сидеть за столом; учить
рисовать штрихи; развивать желание рисовать.
Цветные карандаши или
фломастеры; листы бумаги для
рисования формата А4 с
нарисованными заготовками
(картинками) по количеству детей.
«Полюбуйся на
герань» (рисование
штампом;
дорисовывание
деталей)
Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью
Листы бумаги с заготовками
штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить
(изображение герани в горшочке с
пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, пустыми черенками); гуашь красного
а затем прижимать к листу бумаги; развивать
цвета, штампы по количеству детей;
эстетическое восприятие, желание рисовать.
салфетки; цветущая герань.
«Домик с
забором»(рисование
кисточкой)
Учить проводить линии сверху вниз по ворсу;
обмакивать кисть в краску по мере надобности;
Рисунок с изображением домика;
длинный лист ватмана или обоев,
кисточки, баночки с водой,
подставки для кисточек, салфетки.
воспитывать у детей отзывчивость,
доброжелательность.
IV
«Конфетти»
Учить детей рисовать пальчиком, примакивая его к
листу бумаги; продолжать учить правильно
пользоваться краской, тряпочкой.
Альбомные листы с изображением
клоуна; гуашь разного цвета,
салфетки
«Вот какие ножки у
сороконожки»
Продолжать учить рисовать вертикальные линии.
Дорисовывать ножки длинной сороконожке,
нарисованной взрослым. Развивать чувство формы и
ритма
Альбомные листы с изображением
сороконожки, цветные карандаши,
фломастеры
«Вот ёжик - не головы
не ножек!»
Создание образа ёжика в сотворчестве с педагогом.
Дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий.
Дополнить образ по своему желанию.
Альбомные листы с изображением
ёжика, цветные карандаши,
фломастеры
Месяц Неделя
I
Тема занятия
«Нарядное платье для
куклы» (рисование
кисточкой;
дорисовывание
деталей)
Учебно-творческие задачи
Учить детей правильно держать кисть, ритмично
наносить мазки на силуэт платья; развивать
восприятие цвета; закреплять знание основных
цветов; развивать интерес и желание рисовать.
Учить детей пользоваться пипеткой, набирать ею
подкрашенную водичку и выдавливать содержимое
(рисование с помощью на ватный диск, тем самым превращая его в какойпипетки,
нибудь овощ или фрукт, развивать восприятие
подкрашенной водой) цвета; закреплять знание основных цветов;
развивать интерес и желание рисовать необычным
способом.
НОЯБРЬ
«Фрукты и овощи»
«Колобок»
II
(рисование с
элементами
аппликации)
«Лоскутное одеяло»
(рисование красками
под пленкой)
III
«Ленты для куклы
Тани»
Создание образа колобка из комочка мятой бумаги и
наклеивание его на дорожку нарисованную
фломастером. Развитие восприятия. Сравнение
объемной фигуры с плоским изображением.
Восприятие интереса к изобразительной
деятельности
Создание образа нарядного лоскутного одеяла с
помощью красок в сотворчестве с воспитателем.
Освоение навыка рисования под пленкой
Учить детей правильно держать кисть, ритмично
наносить мазки на силуэт куклы, украшать прическу
лентами; развивать восприятие цвета; закреплять
Художественные материалы
Гуашь 4-х цветов: красная, синяя,
зелёная, жёлтая на выбор детей;
платья-заготовки (по количеству
детей, кисточки, баночки с водой,
салфетки.
Гуашь 4-х цветов: красная, синяя,
зелёная, жёлтая на выбор детей;
заготовки из ватных дисков (по
количеству детей, пипетки, баночки
с подкрашенной водой, салфетки).
Альбомный лист, бумага для
сминания, карандаши, клей
Альбомные листы, пленка или
файлы, гуашь
Альбомный лист с изображением
куклы, гуашь, кисть, салфетки,
баночки с водой
знание основных цветов; развивать интерес и
желание рисовать.
IV
«Мишка спит»
Учить рисовать губкой, правильно держать ее
пальцами, набирать краску. Воспитывать любовь и
заботу о природе
Гуашь белого цвета, губка
поролоновая, салфетки
«Снег идёт»
(рисование ватными
палочками)
Закреплять навыки рисовании красками, используя
ватные палочки; уточнять и закреплять знания
цветов; развивать эстетическое восприятие, желание
рисовать.
Картон синего или голубого цвета
формата А4 (по количеству детей,
баночки – непроливайки, салфетки.
Создание образов знакомых игрушек.
Раскрашивание предметов из двух одинаковых
частей. Развитие восприятия цвета и формы.
Альбомные листы с изображением
неваляшки, гуашь
«Неваляшка»
Месяц Неделя
ДЕКАБРЬ
I
II
Тема занятия
Учебно-творческие задачи
Художественные материалы
«Ёлочка – зелёная
иголочка» (рисование
фломастерами)
Упражнять детей в рисовании хвои штрихами,
используя фломастеры; поощрять
самостоятельность, инициативность детей;
закреплять знания основных цветов; вызывать
желание общаться по поводу рисунка с
воспитателем и детьми.
Хвойная веточка; лист ватмана, на
котором нарисован ствол ёлочки;
листы бумаги формата А4 (по
количеству детей, фломастеры
зелёного цвета.
«Зимний узор»
(рисование восковыми
карандашами)
Продолжать учить детей правильно держать
карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки
рисования; закреплять знания цветов (синий,
белый); продолжать формировать интерес к
рисованию; развивать эстетическое восприятие.
Цветной картон синего цвета (по
количеству детей); восковые
карандаши белого цвета; образцы
готового рисунка и несколько
элементов узора.
«Снеговик» (рисование
кисточкой)
Учить детей закрашивать контур кисточкой путём
примакивания; передавать в рисунке образ
снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о
необходимости работать аккуратно.
Гуашь синего цвета; листы белой
бумаги с нарисованным контуром
снеговика (по количеству детей);
рисунок-образец, баночки с водой,
кисточки, салфетки.
«Маленькая ёлочка в
гости к нам пришла»
(рисование пальцами;
дорисовывание деталей)
Учить детей располагать фонарики определённого
цвета, используя дидактическую игру «Укрась
ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками,
используя разные цвета; закреплять знания
основных цветов; развивать эстетическое
восприятие, желание рисовать.
Альбомные листы бумаги для
рисования с изображением ёлочки
(по количеству детей); гуашь
красного, синего, жёлтого цветов;
влажные тряпочки, салфетки; дид.
игра «Укрась ёлочку».
III
IV
«Снежные колобки»
(рисование
пальчиками/кисточкой)
Продолжать учить детей пользоваться кисточкой,
рисовать круги от пятна, повторять изображение,
заполняя свободное пространство листа;
поддерживать игровое отношение к образу.
«Покормим птичек»
(рисование кисточкой)
Закреплять с детьми умение создавать изображение
ритмом мазков, осваивая всё пространство листа;
познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей
заботливое отношение к птицам.
Заготовка – кормушка, нарисованная
на листе ватмана, аппликативное
изображение птиц; гуашь чёрного
цвета; кисточки, непроливайки,
салфетки, семечки.
«Полосатые варежки»
(рисование кисточкой;
дорисовывание деталей)
Учить детей рисовать линии слева направо, вести
кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску
на кисть, развивать восприятие цвета.
Заготовки – силуэты варежек,
вырезанные из белой бумаги (по
количеству детей); гуашь 4-х цветов;
кисточки, непроливайки.
«Олени для Деда
Мороза»
Создание у детей яркого эмоционального отклика
на необычный способ создания изображений.
Получение образов с помощью отпечатков
ладошек. Понимание связи между формой ладоней
и изображаемым объектом.
Альбомный лист, гуашь
коричневого цвета, салфетки
(рисование ладошками)
Лист картона формата А4 голубого
или синего цветов (по количеству
детей); гуашь белого цвета,
кисточки, непроливайки, салфетки.
Месяц Неделя
Тема занятия
ЯНВАРЬ
III
Художественные материалы
КАНИКУЛЫ
I
II
Учебно-творческие задачи
«Снежинки»
(рисование
фломастерами)
Продолжать учить детей рисовать фломастерами,
правильно держать его в руке, сильно не сжимать и
не нажимать; украшать снежинки – рисовать прямые
линии, дуги; формировать интерес и положительное
отношение к рисованию.
Фломастеры синего цвета (по
количеству детей); листы бумаги с
заготовками – нарисованными
основами снежинки (по количеству
детей); листы с готовым
изображением снежинок; 3-4
снежинки, вырезанные из бумаги.
«Зернышки для
курочки»
Закреплять навыки рисовании красками, используя
отпечатки пальчиков; уточнять и закреплять знания
цветов; развивать эстетическое восприятие, желание
рисовать.
Заготовки – силуэты курочек,
вырезанные из белой бумаги (по
количеству детей); гуашь.
«Пятнышки для
коровки»
Продолжать учить детей рисовать пальчиком,
правильно набирать краску, сильно не сжимать и не
размазывать в ладони; украшать коровку
пятнышками; формировать интерес и
положительное отношение к рисованию.
Заготовка – коровка, нарисованная
на листе, гуашь коричневого цвета,
салфетки.
«Полосатый тигрёнок» Продолжать знакомить с изобразительными
материалами, развивать способность
(рисование кисточкой)
координировать движения руки и глаз, не выходить
за край бумаги при рисовании. Воспитывать интерес
Альбомный лист с нарисованным
тигрёнком без полосок, гуашь
черного цвета, кисточки
к изобразительной деятельности, желание
дорисовывать детали.
IV
«Котенька-коток»
Продолжать знакомить с изобразительными
материалами, развивать способность
координировать движения руки и глаз, не выходить
за край бумаги при рисовании. Воспитывать интерес
к изобразительной деятельности
Лист бумаги с нарисованным
силуэтом кошки. Пальчиковая краска
оранжевого и черного цвета,
влажные салфетки для рук
«Мяч»
Знакомить с изобразительными материалами,
развивать способность координировать движения
руки и глаз, не выходить за край бумаги при
рисовании. Воспитывать интерес к изобразительной
деятельности
Лист бумаги, круглая губка,
восковые мелки, гуашь
(рисование
отпечатком)
Месяц Неделя
I
Тема занятия
Продолжать учить детей рисовать пальчиком,
правильно набирать краску, сильно не сжимать и
не размазывать в ладони; украшать рыбку
пятнышками; формировать интерес и
положительное отношение к рисованию.
«Веселые
Развивать художественное воображение; учить
плотно прижимать всю ладонь к бумаге; развивать
координацию движений рук.
Альбомный лист, пальчиковая
гуашь разного цвета, фломастеры
для дорисовывания деталей
Продолжать знакомить с техникой печатанья
ладошками; учить плотно прижимать всю ладонь к
бумаге;
развивать чувство, композиции, воспитывать
интерес к коллективному творчеству.
Создание у детей яркого эмоционального отклика
на необычный способ создания изображений.
Получение образов с помощью отпечатков
ладошек. Понимание связи между формой ладоней
и изображаемым объектом
Альбомный лист, пальчиковая
гуашь серого цвета, фломастеры для
дорисовывания деталей
Продолжать учить детей рисовать пальчиком,
правильно набирать краску, сильно не сжимать и
не размазывать в ладони; украшать рыбку
пятнышками; формировать интерес и
положительное отношение к рисованию.
Альбомный лист с изображением
поросенка, розовая гуашь, салфетки
«Ежик»
II
ФЕВРАЛЬ
Художественные материалы
«Рыбка»
осьминожки»
«Вот какие у нас
птички»
(отпечатки ладошек)
III
Учебно-творческие задачи
«Весёлые поросята»
(рисование
пальчиками)
«Веселые картинки»
Создание у детей яркого эмоционального отклика
на необычный способ создания изображений.
(Рисование картинок с
Получение образов рисуя пальчиками на пене
помощью пены)
Лист бумаги с нарисованным
силуэтом рыбки. Пальчиковая
краска ярких цветов, влажные
салфетки для рук
Альбомный лист с изображением
веточки, пальчиковая гуашь разного
цвета, фломастеры для
дорисовывания деталей
Темная пленка на стол, пена для
бритья. салфетки
IV
«Веселый щенок»
Учить дорисовывать детали (лужайку) Развивать
моторику пальцев и кистей рук;
воспитывать отзывчивость и доброту.
Альбомный лист с изображением
щенка, кисточки, гуашь зеленого
цвета цвета
«Уточки плывут»
Учить детей рисовать линии слева направо, вести
кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать
краску на кисть, развивать восприятие цвета.
Альбомный лист с изображением
уточки, кисточки, гуашь синего
цвета
(рисуем кисточкой
водичку для уточек)
Месяц Неделя
МАРТ
I
Тема занятия
Учебно-творческие задачи
Художественные материалы
«Бусинки» (рисование
фломастерами)
Продолжать учить детей правильно держать в руке
фломастер, рисовать им, не делая сильного нажима;
рисовать круги и заштриховывать их по кругу;
закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое
восприятие.
Фломастеры на каждого ребёнка;
листы бумаги для рисования с
заготовкой – нарисованной линией
бус (по количеству детей); готовый
рисунок-образец; нитка настоящих
бус.
«Букет для мамы»
(рисование
карандашами)
Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение
к маме; закреплять умение рисовать слитные круги
круговыми движениями, не отрывая карандаша от
бумаги, правильно держать его.
Листы бумаги с заготовками –
аппликативное изображение веточки
розы с листочками в горшочке;
карандаши на каждого ребёнка.
II
«Светит солнышко в
окошко» (рисование
кисточкой;
дорисовывание
деталей)
Продолжать учить детей рисовать предметы
округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии
(лучики, аккуратно работать кистью, снимая краску
о краешек баночки; закреплять знание
геометрических форм (круг); понятий «один»,
«много».
Листы бумаги для рисования
формата А4 (по количеству детей);
гуашь
оранжевого и жёлтого цветов, кисти,
баночки с водой, салфетки.
«Платье для куклы
Тани/рубашка для
Вани»
Знакомить с изобразительными материалами,
развивать способность координировать движения
руки и глаз, не выходить за край бумаги при
рисовании. Воспитывать интерес к изобразительной
деятельности.
Заготовка – платье/рубашка,
нарисованное на листе, гуашь,
салфетки.
Продолжать учить детей рисовать пальчиком,
правильно набирать краску, сильно не сжимать и не
размазывать в ладони; украшать веточку желтым
цветом; формировать интерес и положительное
отношение к рисованию.
Заготовка – веточка мимозы без
цветов, нарисованная на листе,
гуашь желтого цвета, салфетки.
Учить работать с необычным материалом –
«соленое тесто», экспериментировать с ним.
Формировать интерес и желание украсить свою
поделку красивой чешуей
Соленое тесто, крупные пайетки
(рисование
пальчиками)
III
«Мимоза»
Дорисовывание
деталей)
«Красивая рыбка»
(соленое тесто)
IV
«Веточка вербы»
Знакомить с изобразительными материалами,
развивать способность координировать движения
руки и глаз, не выходить за край бумаги при
рисовании. Воспитывать интерес к изобразительной
деятельности.
Заготовка – веточка вербы без
цветов, нарисованная на
тонированном листе, гуашь белого
цвета, салфетки.
«Мишка косолапый»
Альбомный лист с изображением
мишки, губка поролоновая,
прищепки, гуашь коричневого цвета
Тема занятия
Учебно-творческие задачи
Художественные материалы
I
«Капель» (рисование
кисточкой)
Продолжать учить детей правильно держать кисть,
обмакивать её всем ворсом в краску; учить
передавать в рисунке впечатления от окружающей
жизни, изображать капель ритмом мазков.
Листы бумаги формата А4, гуашь
синего цвета, кисточки, подставки
под кисточки, баночки с водой,
салфетки.
II
«Деревья проснулись»
(рисование
пальчиком/кистью;
дорисовывание
деталей)
Продолжать учить детей правильно держать кисть,
обмакивать всем ворсом в краску, снимать
лишнюю о край баночки; учить передавать в
рисунке впечатления от окружающей жизни,
наблюдаемых явлений; изображать листочки,
Альбомные листы бумаги для
рисования с изображением деревьев
без листвы (по количеству детей);
гуашь зелёного цвета, кисточки,
подставки под кисточки,
непроливайки, салфетки.
АПРЕЛЬ
Месяц Неделя
Рисование губкой. Создание у детей яркого
эмоционального отклика на необычный способ
создания изображений. Получение образов рисуя
губкой
прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и
обмакивая её в краску по мере необходимости;
закреплять знания цветов; развивать желание
рисовать.
«Плывёт кораблик по
весенним ручейкам»
(рисование
кисточкой)
III
«Красивое яблоко»
Знакомить с изобразительными материалами,
развивать способность координировать движения
(рисование с помощью
руки и глаз, не выходить за край бумаги при
отпечатков)
рисовании. Воспитывать интерес к
изобразительной деятельности
«Перышки для
цыплят»
IV
Продолжать учить детей ритмично проводить
линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу;
учить ориентироваться на листе бумаги; развивать
интерес к рисованию.
Закреплять умение рисовать поролоном;
развивать моторику кистей рук.
«Угощение для зайки» Учить дорисовывать детали (ботву к морковке)
Развивать моторику пальцев и кистей рук;
воспитывать отзывчивость и доброту.
«Пасхальные яички»
Рисование пальчиками используя разноцветную
краску, воспитывать желание украсить яичко к
празднику
Листы бумаги для рисования, гуашь
синего цвета, кисточки, подставки
под кисточки, баночки с водой,
салфетки; бумажный кораблик, таз с
водой.
Лист бумаги, круглая губка,
восковые мелки, гуашь
Листы с силуэтом цыплят, гуашь
Альбомные листы с изображением
морковки, кисточки, гуашь зеленого
цвета
Вырезанные силуэты яичек, гуашь
разных цветов, салфетки
Месяц Неделя
МАЙ
I
II
Тема занятия
Учебно-творческие задачи
Художественные материалы
«Трава на лужайке»
(рисование кистью)
Упражнять детей в быстрых, ритмичных
изобразительных действиях кистью; продолжать
учить рисовать вертикальные линии (траву);
воспитывать любовь к живой природе.
Листы бумаги для рисования (по
количеству детей, гуашь зелёного
цвета, кисточки, непроливайки.
Гусеница
Продолжать знакомство с техникой
нетрадиционного изображения; закрепить навыки
обхватывать толстый предмет прикладывая силу;
развивать интерес к рисованию.
Продолжать учить детей рисовать красками;
закреплять умение заполнять узором готовый
силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с
новым способом рисования печать губкой;
уточнять и закреплять знания цветов; развивать
желание рисовать.
Листы бумаги, гуашь, втулки от
рулончиков бумаги
«Бабочки» (рисование
губками;
дорисовывание
деталей)
«Забавные зверюшки –
полосатые игрушки»
(рисование кистью;
дорисовывание
деталей)
Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить
прямые линии в разных направлениях (слева
направо и сверху вниз, соблюдая движение кисти
по ворсу; воспитывать у детей отзывчивость.
Вырезанные из губки силуэты
бабочек (по количеству детей);
готовый образец с несложным
узором; гуашь основных цветов,
кисточки, подставки по кисточки,
непроливайки, салфетки.
Силуэты лошадок, уточек, козликов
и т. д., выполненных в стиле
филимоновских игрушек; гуашь
красного и чёрного цветов,
кисточки, непроливайки, подставки
под кисточки, салфетки.
III
IV
«Цветочная поляна»
(рисование ватными
палочками)
Продолжать учить детей рисовать красками,
используя ватные палочки; закреплять знания
цветов; формировать интерес и положительное
отношение к рисованию
Тонированные в зелёный цвет листы
бумаги для рисования; готовый
рисунок – образец, репродукции с
изображением цветочной поляны
(полевых цветов); гуашь основных
цветов, кисточки, непроливайки,
салфетки.
«Цветочек»
Продолжать учить детей рисовать пальчиками;
закреплять умение заполнять узором готовый
силуэт, ритмично нанося рисунок; уточнять и
закреплять знания цветов; развивать желание
рисовать.
Листы бумаги для рисования с
силуэтом цветочка (по количеству
детей, гуашь голубого цвета.
«Земляничная
полянка»
(рисование
штампиком)
«Дождь»
Упражнять детей в быстрых, ритмичных
изобразительных действиях штампом; продолжать
учить рисовать вертикальные линии (траву);
воспитывать любовь к живой природе.
Тонированные в зелёный цвет листы
бумаги для рисования; готовый
рисунок – образец, репродукции с
изображением поляны; гуашь
основных цветов, кисточки,
непроливайки, салфетки.
Учить детей правильно держать в руке восковой
мелок, рисовать им, не делая сильного нажима;
рисовать вертикальные отрывистые линии;
закреплять знания цветов; воспитывать
эстетическое восприятие.
Лист бумаги, восковые мелки синего
цвета