Содержание
1.
Пояснительная записка.
2.
Структура занятий.
3.
Ожидаемые результаты.
4.
Оборудование.
5.
Календарно-тематическое планирование.
6.
Анализ и оценка работ.
7.
Диагностика. Форма подведения итогов.
8.
Список литературы.
Приложение.
Пояснительная записка
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К. Д. Ушинский
Песочная терапия – это ресурс новых знаний для педагогов, работающих с детьми,
возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной
игрой в песочнице.
Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее
и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет
особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции,
которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные
страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную
возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром.
Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
Необходимым условием повышения адаптационных возможностей детей является
использование метода песочной терапии.
Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью
которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или
иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности,
нормализация
нарушенных
процессов
жизнедеятельности
и
выздоровление,
восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области
медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией
жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды терапии:
акватерапия; ароматерапия; логотерапия; магнитотерапия; цветотерапия; песочная терапия.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках
аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия
внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что
повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает
возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую
целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Автор метода песочной терапии, швейцарский аналитик Дора Кальфф, считает что
«картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта
душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме,
конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому
можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие
занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной
для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего
мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка,
улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным
средством для развития и саморазвития ребенка.
Использование песочной терапии благотворно влияет на эмоциональное состояние
детей, особенно в период адаптации.
Развивается восприятие, мышление, память,
внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления,
воображения и фантазии;
Цель: развитие эмоционально-личностной сферы детей ясельного возраста и мелкой
моторики рук посредством песочной игротерапии, создание условий для успешной
адаптации детей.
Задачи:
1.Образовательные:
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого
предмета.
- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, и
рыхлость, способность пропускать воду);
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление,
творческое воображение, креативность;
- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
- развивать умение совместно работать со
комплектации, планировать деятельность.
сверстниками
в
группах
разной
3. Воспитательные:
- вызвать интерес к созданию образов из песка
-- формировать коммуникативные навыки детей, способствующие успешной адаптации в
коллективе;
-
воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Форма занятий
Групповая, индивидуальная
Методы проведения занятий
Игры, упражнения, арт - терапия.
Режим занятий:
Индивидуальные занятия: 10 минут
Групповые занятия: 10 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю, итого в год 72 занятия, время занятий – первая
половина дня, в соответствии с возрастным цензом детей, день недели – вторник, четверг
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять
задачи, приемы взаимодействия с детьми.
Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в
зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настраивать детей на совместную работу, устанавливать эмоциональный контакт
между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В
нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и
познавательной сферы ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия.
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подводить итоги занятия, создать у каждого участника чувства
принадлежности к группе и закреплять положительные эмоции от работы на занятии,
беседуя о том, что было на занятии.
Ожидаемые результаты программы/проекта
Дети легче адаптируются в коллективе сверстников, чувствуют себя более успешными
Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
развитие мелкой моторики пальцев рук.
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль,
обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
самооценка,
Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
Развитие инициативности
Способность к свободному экспериментированию
художественными и нетрадиционными материалами.
(поисковым
действием)
с
Развитие креативности.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.
Способность к активному усвоению художественного опыта.
Развитие общей ручной умелости.
Нахождение
адекватных выразительно-изобразительных
художественного образа.
Склонность к экспериментированию
инструментами.
средств для создания
с разными художественными материалами и
Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и
инструментов.
Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата)
детского творчества.
Коррекционный эффект программы - снятие эмоционального и мышечного напряжения; профилактика и снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии,
детских страхов;
- формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытие личности ребенка,
развитие позитивной Я-концепции, способности к самопринятию.
Условия реализации программы
Предметно-пространственная - развивающая среда.
Оборудование
1.Кварцевый песок.
2. Цветной песок.
3. Кинетический песок.
4. Стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой.
5. Подборка сюжетных картинок.
6. Сюрпризные моменты.
7. Чистый просеянный песок.
Для проведения занятий с использованием интерактивной песочницы есть
определенный перечень необходимых игрушек.
Рекомендуемые игрушки и материалы для занятий:
- Природный материал: камушки, ракушки, палочки, шишки.
-Игрушки животных.
- Игрушки людей.
- Игрушки домов или набор кубиков для построек.
- Игрушки транспорта.
-Набор для релаксации (бусинки, кристаллики).
-Формочки.
Календарно – тематический план занятий
Месяц
Тема
Дни, часы
Октябрь
1 неделя
Знакомство с песком
2 неделя
(правила поведения и
3 неделя
простейшие игры)
Вторник 900-910
930-940
Четверг 900-910
930-940
4 неделя
Ноябрь
Сенсорные игры
1 неделя
Игры «Ныряние»,
«Дворник», «Отпечатки»
2 неделя
Игры «Тесто», «Змейка и
червячки», «Крабики»
3 неделя
Игры «Человечки»,
«Дождик», «Щепоть»
4 неделя
Игры «Горы» «Клад»,
«Следы-узоры»
Вторник 900-910
930-940
Четверг 900-910
930-940
Декабрь
Творческая деятельность
1 неделя
Игра «Следы»
2 неделя
Игра «Следы 2»
3 неделя
Игра «Песочная фреска»
4 неделя
Игра «Песочная фреска
Вторник 900-910
930-940
Четверг 900-910
930-940
елочка»
Январь
Практические игры
1 неделя
Игры с сухим и влажным
песком
2 неделя
Игра «Пекари»
3 неделя
«Садовники»
Февраль
Творческие игры
1 неделя
Игра «Рисование из
кулачка»
2 неделя
Игра «Насыпашки»
3 неделя
«Песочный театр»
Март
Исследовательские игры
1 неделя
Игра «Песочная мельница»
2 неделя
Игра «Магический песок»
3 неделя
Игра «Песочные смеси»
4 неделя
Игра «Рыбалка»
Вторник 900-910
930-940
Четверг 900-910
930-940
Вторник 900-910
930-940
Четверг 900-910
930-940
Вторник 900-910
930-940
Четверг 900-910
930-940
Апрель
Обучающие игры
1 неделя
Игра «Чья тень?»
2 неделя
Игра «Больше-меньше»
3 неделя
Игра «Бусы»
4 неделя
Игра «Что это?»
Май
Творческая деятельность
1 неделя
«Песочная аппликация»
2 неделя
«Песочная фреска
Фантазия»
3 неделя
Вторник 900-910
930-940
Четверг 900-910
930-940
Вторник 900-910
930-940
Четверг 900-910
930-940
«Поделка Баночкинасыпушки»
4 неделя
«Поделка Океан»
Оценка и анализ работ
Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных
предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме,
величине, развивает мелкую моторику ребенка.
Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального
благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с
ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние
внутреннего дискомфорта у детей.
Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия,
успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к
сокращению сроков психофизической адаптации.
В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового
взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов,
совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого.
Таким образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать
ему.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Галанова, А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 96с.
3. Мазнин, И. А. Стихи – загадки для детей. – М., 2004. – 96 с.
4.Пескотерапия
в
работе
с
дошкольниками.
С.М.
Старцева.
М.,
2004.
5.Песочная терапия в развитии дошкольников. О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова.
6.Песочная терапия. Картотека игр. М.: ТЦ «Сфера», 2004.
7. Пишем и рисуем на песке. М. Зейц. М., 2018
8. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич. М., 2010
Диагностика
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует
много
тестов, позволяющих оценить коммуникабельные и командообразующие
способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие
художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности умений
общаться в группе, оказывать поддержку других детей, эмпатию.
Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием
в оценке композиций, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и
художественно оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в
процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной
динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о
выполненной работе.
Формы подведения итогов
оформление выставочного стенда в ДОУ (фотографии работ);
выступление на родительских собраниях
консультации для педагогов, родителей
мастер-классы, для педагогов ДОУ, города; родителей
предоставление опыта работы на разном уровне.
Список литературы.
1.
А. Войнова «Песочное рисование», Ростов-на Дону, 2014г.
2.
Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии», издательство «Речь», 2016г.
3.
О.Ю. Епанчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста», С-Петербург, 2010г.
4.
Н.В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего
возраста», Детство-пресс, 2015г.
5.
Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной феи: организация педагогической
песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста», С-Петербург, 2011г.
6.
О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников»,
Сфера, 2014г.
Приложение.
Октябрь.
На начальном этапе освоения песочной терапии предлагаю в течение первого месяца
повторяющиеся одинаковые занятия. Это делается для того, чтобы дети раннего возраста
усвоили правила поведения в песочнице (световом столе) и запомнили самые простые
упражнения и свойства песка.
Занятия:
Знакомство детей с правилами поведения в песочнице:
Здесь нельзя кусаться драться
И песком в глаза кидаться
Можно строить и творить
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Песок – мирная страна,
Здесь добро и красота!
Воспитатель:
Посмотрите - этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения,
говорить . Песочек может показать детям много интересных игр и сказок . Но сначала
давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком.
- Можно кидаться песком? (нет)
- Разбрасывать можно? (нет)
- Пробовать на вкус можно? (нет)
- А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку
перевернем. Какой песок?
- Теплый или прохладный?
- Шершавый или гладкий?
- Сухой или мокрый?
- Мягкий или твёрдый?
- Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.
- Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.
- упражнение «Здравствуй, песок!» - Положить ладошки на песок и сказать песочку:
«Здравствуй, песок!».
- Послушайте…Он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим.
Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь
пощекочем двумя руками.
- Давайте его потрем между ладонями.
- Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и
отпустим. Еще разок.
- Учить детей навыкам работы с сыпучими материалами. Развивать умения детей рисовать
двумя
руками,
кулачком,
одной
ладошкой.
Развивать
творческие
способности,
воображение, аккуратность.
Ход игры:
Необычные следы: кулачок, пальчики, палочка и т. д.
"Идут медвежата": ребенок кулачком и ладошкой с силой давит на песок.
"Прыгают зайки" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка.
"Ползут змейки"- рисование волнистых линий.
"Бегут жуки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
Закончить игры с песком можно таким стихотворением:
В ладошки наши посмотри:
Мудрее стали ведь они!
Спасибо милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Ноябрь
Сенсорные игры.
К сенсорным играм в основном относятся тактильные игры, предполагающие действия
малыша с песком. Игры лучше повторять, меняя каждый раз материал: сыпучие продукты
и массы, природный песок влажный и сухой, кинетический песок. Сенсорные игры с песком
можно проводить, используя подносы, световые столы.
Любое занятие начинать пальчиковой гимнастики «Песок»
Все, что только захотим,
Из песка мы смастерим – хлопки в ладоши
Коля лепит колобок, – имитация лепки
А Иринка теремок. – сделать «крышу» из рук
Люба лепит разных рыб, – имитация движения рыб
Ну а Вера, белый гриб – сжать одну руку в кулак и накрыть ладошкой второй руки.
И с упражнения «Здравствуй песок» (см.выше).
1 Неделя:
Игра «Ныряние».
Погружение в песок рук (заныривание ладонями). Руки двигаются сверху вниз. Игру можно
проводить одной или двумя руками.
Два пловца, два удальца
В море синее ныряют,
Два пловца, два удальца
В море ножками болтают.
Игра «Дворник»
Закапывание в песок одной руки другой поглаживающими движениями (наметаем песок
одной ладонью на другую) и наоборот, осторожное очищение ладошки от песка.
Выходит дворник из ворот
И словно кисть, метлу берет.
И эту улицу, и ту
Метлой раскрасит в чистоту.
Встанет дворник на заре, подметет все во дворе.
И-и-и раз, и-и-и два –
У него в руках метла.
Игра «Отпечатки»
Оставлять на песке отпечатки ладонями, пальцами, костяшками, кулачками и др. Игру
можно проводить одной или двумя руками.
«Давай с тобой потопаем-потопаем, протопаем как слоники (кулачками), как птицы
(соединенными
пальцами),
как
гусеницы
(костяшками
пальцев),
как
комарики
(указательными пальцами).
2 Неделя:
Игра «Тесто»
Поочередные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения ребрами ладоней по
песку, похлопывание ладонями по песку.
С мамой тесто мы замесим,
Чтоб испечь пирог на месте.
Нужно тесто поразмять,
Нужно тесто нам помять,
Нужно тесто порубить
И немножечко побить.
Игра «Змейка и червячки».
Провести по песку пальцами и ладонью волнообразные линии. Игру можно проводить
одной или двумя руками.
- Я – змея! –
Сказал червяк.
А змея:
- какой чудак!
Подрасти бы надо
Да набраться яда.
Игра «Крабики».
«Пробежаться» по песку всеми пальцами. Игру можно проводить одной или двумя руками.
Глубоко на дне морском
Краб гуляет босиком:
Он натер сегодня пятку –
Целый день плясал вприсядку.
3 Неделя:
Игра «Человечки»
«Пройтись» по песку ладонями, а затем указательными и средними пальцами. Игру можно
проводить одной или двумя руками.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ, топ.
Игра «Дождик».
Собрать песок ладонями, соединяя их в чашу, поднять над песочницей. Затем раздвинуть
пальцы и пропустить сквозь них песок.
Дождик с самого утра
Зарядил как из ведра.
Видно, кто-то против правил
В небе тучку продырявил.
Игра «Щепоть».
Брать понемногу песка в одну ладонь, а пальцами второй ссыпать его обратно в песочницу
щепотью.
Суп варить я маме буду,
Посолить я не забуду.
Поперчили, посолили
И на стол скорей накрыли.
4 Неделя:
Игра «Горы».
Развести руки в стороны, ребра ладоней положить на песок и начать двигать их друг к
другу, собирая песок в гору. Получившуюся гору прихлопнуть ладонями. Затем ладони
соединить и прорезать ими песчаную горку, разделив на 2 части.
Высоко стоит гора,
Покорить ее пора.
Мы полезем высоко,
Хоть идти нам нелегко.
Игра «Клад».
Предложить ребенку закапывать ладонью разные предметы, а потом раскапывать. Сначала
это делает ребенок со взрослым. Потом один ребенок может закапывать, а другой искать. В
качестве клада могут быть использованы шарики теннисные, шишки, камушки и т.д.
Мы копали и копали,
Вот так, вот так.
Ценный клад мы отыскали.
Вот такой, такой большой!
Игра «Следы-узоры».
На ровной поверхности песка катать рельефные шары и ролики, используя обычный
массажный мяч или самостоятельно подготовленные материалы.
Декабрь
Творческая деятельность в работе с детьми.
1 Неделя:
Слепок «Следы».
Намазать ручку малыша клейстером или клеем ПВА. Оставить отпечаток на листе картона.
Быстро нанести сверху цветной песок или манную крупу. Перевернуть работу, чтобы
стряхнуть излишки сыпучего материала.
2 Неделя:
Слепок «Следы 2».
Проводится занятие также как на предыдущей неделе, но с усложнением. Делается два
отпечатка ручки, так чтобы они образовали крылышки бабочки.
3 Неделя:
«Песочная фреска».
Для работы понадобятся заготовки в виде сердечек, звездочек, кружков размером 9-12 см
со шнурочком. Готовая работа может стать елочной игрушкой. Заготовку намазываем
клеем с двух сторон и опускаем в цветной песок, следя за тем, чтобы песок равномерным
слоем покрыл ее всю. Далее заготовки подвешиваются для просушки.
4 неделя:
«Песочная фреска елочка».
Для работы как и в прошлое занятие используем заготовку елочки. Заготовку покрыть
клеем, а затем насыпать на заготовку зеленый песок, лишний песок встряхнуть и высушить
елочки.
Январь.
Практические игры ориентированы на развитие мелкой моторики и в процессе которых
ребенок совершенствует действия с предметами и бытовыми орудиями, а затем малыш
сможет перенести эти действия в свою жизнь.
1 Неделя:
Игры с сухим и влажным песком.
Размешивание песка столовой ложкой в чашке.
Размешивание сухого песка в чашке с постепенным добавлением водой ложкой.
Пересыпание сухого песка из одной чашки в другую.
Насыпание сухого песка из чашки в мерный стакан до отметки.
Просеивание сухого песка через сито-кружку.
Перекладывание влажного песка из чашки в чашку.
2 Неделя:
Игра «Пекари».
Проводится на любой поверхности с кинетическим песком. Оставлять отпечатки на
влажном песке с помощью формочек для вырезания плоских фигурок из теста, строить
куличики с помощью формочек для песка или выпечки. Получившиеся фигурки из песка
можно украшать, разрезать, устанавливать друг на друга. Можно катать колбаски и
разрезать их, делать лепешки.
Из песка пирог спечем,
В гости маму позовем,
Пригласим и вас, друзья,
Только есть пирог нельзя!
3 Неделя:
Игра «Садовники»
Для игры лучше использовать настоящую землю. На подносе разместить пакет с грунтом,
цветочный горшок, лейку с водой, совок, луковицу. Показать детям, как аккуратно
высыпать грунт, вырыть в нем ямку и поместить в нее луковицу. Затем присыпать луковицу
грунтом и полить.
Февраль.
Творческие игры стимулируют ребенка проявлять интерес, повторять и расширять
действия с разными материалами. Игры включают доступные детям раннего возраста
приемы рисования песком и на песке, а также «песочный театр». В большинстве случаев
творческие игры лучше проводить за световым столом или на подносах с прозрачным дном.
1 Неделя:
Рисование из кулачка.
Набрать в кулак песок и высыпать песок медленно. Руку при этом приподнимать и
опускать. При этом ребенок увидит, что песок ложится по-разному. Чем ниже рука, тем
более темным и плотным получается изображение, чем выше, тем размытее и прозрачнее.
Усложнить игру можно, показав ребенку, что песок можно сыпать в виде линий или
каракулей. Под световой стол можно помещать изображение (прямая линия, круг, зигзаг и
т.д.). Детям интересно будет их засыпать, обводя и одновременно тренируя свою руку.
Показ и действия ребенка сопровождать присказкой:
Кулачок-волшебник, ты рисуй, рисуй, рисуй!
Кулачок-волшебник, нам кружочек нарисуй!
Кулачок-волшебник, нам полоску нарисуй!
Кулачок-волшебник, ты зигзаг нам нарисуй!
Кулачок-волшебник, ты квадрат нам нарисуй!
2 Неделя:
Игра «Насыпашки».
Расчистить рабочую поверхность. Предложить детям сыпать песок на рабочую поверхность
через сито. Можно предложить сита разного размера и следить за горкой растущего песка.
Интересным заданием будет насыпание песка через самодельное фигурное сито. Им может
быть обычный лист картона с прорезями или точками, которые могут быть расположены
хаотично или образовывать узор.
3 Неделя:
Игра «Песочный театр».
Разыгрывание сказки «Репка». Рисование репки с помощью светового стола и шаблона
репки.
Март.
Исследовательские игры позволяют детям познакомиться со свойствами песка. В отличие
от сенсорных, посредством исследовательских игр взрослый направляет активность и
интерес ребенка, дает ему в руки инструменты, раскрывающие для ребенка возможности
песка по-новому. Отдельно к исследовательским играм можно отнести ознакомление с
кинетическим песком.
1 Неделя:
Игра «Песочная мельница».
Понадобится поднос, чаша с песком, мельница, совок и щетка. Показать детям, как
пересыпать песок с помощью мельницы из чаши в чашу. Обращать внимание не только на
практическое действие, но и дать возможность наблюдать за процессом.
2 Неделя:
Игра «Магический песок».
Для этой игры используем лунный песок, который при смешивании с водой приобретает
замысловатые формы, а не просто осаждается на дно емкости. Проводить такой опыт лучше
после того, как дети попробуют насыпать в емкость с водой природный песок, а затем
повторят процедуру с лунным песком.
3 Неделя:
Игра «Песочные смеси».
Для этой игры будем использовать природный белый песок, пену для бритья и сухие
блестки. Если смешать все компоненты, то получится смесь похожая на снег. Также «снег»
можно получить, используя пену для бритья и соду пищевую. Из такого «снега» можно
лепить снежки. Также детям можно показать, как с приходом весны начинает таять снег,
для этого на полученную смесь капнуть раствор столового уксуса.
4 Неделя:
Игра «Рыбалка».
В игре используется игровой набор с магнитной удочкой и рыбками. Игру проводят в
песочнице с сухим песком. Разместить в песке рыбок, не закапывая их глубоко. Показать
детям, как их налавливать с помощью магнитной удочки: закидывать удочку в песочницу
и водить ею по поверхности.
Ловись, рыбка озорная,
Ловись – малая, большая!
Ловись окунь и судак,
Без тебя домой никак!
Апрель.
Обучающие игры.
1 Неделя:
Игра «Чья тень».
Предварительно нанести с помощью формочек для песка контуры на влажный песок.
Попросить детей угадать, кто (что) изображен на песке, а только потом показать им
формочки, чтобы они смогли себя проверить.
2 Неделя:
Игра «Больше-меньше».
Предложить детям пластиковые стаканчики, отличающиеся по размеру друг от друга.
Делая из них куличики, акцентировать внимание детей на том, что куличики разного
размера: одни больше, другие меньше. Игру проводить в три этапа. При использовании
кинетического песка куличики можно аккуратно выставлять друг на друга, образуя башню
с самым большим куличиком в основании. Также можно попробовать сделать это наоборот,
чтобы дети поняли, как более крупные куличики рушатся при размещении их на маленьких.
Одновременно можно использовать 3-5 стаканчиков.
3 Неделя:
Игра «Бусы».
Нарисовать на песке линию, показать как на нее выкладывать шишки, ракушки, камушки и
др. В качестве основы ребенку можно предлагать круг, квадрат, ромб, спираль.
4 Неделя:
«Что это?»
Игра проводится с сухим песком. Показать и дать детям потрогать несколько фигур,
например, шарик, кубик, конус. Затем зарыть их в песке так, чтобы дети их не видели.
Попросить найти на ощупь шар, потом кубик и т.д.
Май.
Творческая деятельность в работе с детьми.
1 Неделя:
Игра «Песочная аппликация».
Воспитатель наносит на контурное изображение клей ПВА, а дети засыпают его сверху
песком однотонного цвета. Затем лист бумаги переворачивается для того, чтобы удалить
излишки песка.
2 Неделя:
«Песочная фреска «Фантазия»»
Сделать узор из песка на подносе или просто насыпать песок разных цветов хаотично
ровным слоем. Затем на полученный из песка узор воспитатель кладет лист картона с
самоклеющимся слоем и плотно прижимает его. Важно, чтобы максимальная часть детской
работы сохранилась на клеевом слое.
3 Неделя:
Поделка «Баночки-насыпушки».
Подготовить емкости (пластиковые баночки или флаконы). Для работы понадобится
разноцветный песок, воронки, клей ПВА, палочки. Насыпать в емкость через воронку
порциями песок разного цвета. При этом баночки держать прямо или под прямым углом.
Если разместить палочку в банку по краю, можно добиться того, что песок начнет
осыпаться, образуя рисунок. Когда работа будет закончена, нанести сверху клей ПВА и/или
закрыть крышкой.
4 Неделя:
Поделка «Океан».
Для поделки подойдет прозрачная бутылка или банка. В нее
на 1/3 наливают воду,
подкрашенную пищевым красителем. Добавляют немного песка и гальку, раукшек и др.
остальной объем наполняют растительным маслом. Можно добавить пару капель жидкого
мыла. Затем бутылка прочно закрывается, крышка обматывается шнуром или бечевкой и
промазывается клеем. Наклоняя бутылку, дети увидят, как плавно перетекают в ней волны
и покачивается все содержимое.